Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Разработка урока по окружающему миру для 1 класса, на тему: "Что у нас над головой". Как сделать модель солнца из пластилина по окружающему миру 1 класс


Урок по окружающему миру в 1 классе

1 класс. Урок Окружающего мира

Тема: ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что Солнце — огром­ный пылающий шар;

знать, что облака состоят из мельчайших капелек воды;

иметь пред­ставление о форме и размерах предметов;

обобщать знания о дневном и ночном небе.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

моделировать конфигурацию созвездий;

находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради), работая с взрослыми;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту неба днем и ночью.

Оборудование. У учителя — кубик, тарелка, мяч, слайды звездно­го неба; атлас-определитель «От земли до неба»; кухонный ковшик с длинной ручкой. У учащихся — коробки с пластилином, картонные пластинки или дощечки темного цвета для моделирования созвездий.

Предварительная работа. Перед данным уроком проведена прогулку, во время которой рассмотрели с детьми небо, обла­ка.

Ход урока

Мотивация и целеполагание .

- Ребята, Муравей Вопросика задает вопрос: ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ? Откройте с.18 учебника и зачитаем задачи урока.

Актуализация знаний и умений.

- Вспомните и скажите, что было у нас над головой во время про­гулки. (Небо, а на небе — солнце и облака.)

- Все это мы видели днём. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нём можно увидеть? (Звёзды, Луну).

демонстрируется детям изображенные предметы (кубик, тарелку, мяч).

Вывод: Солнце – огромный пылающий шар.

- Обратите внимание на условный знак в нижней части с. 18, расшифруйте его (если забыли, посмотреть на с. 8).

- Как понимаете слова «моделирование», «модель» (моделирование - это изготовление модели, а модель - предмет, изображающий другой предмет).

В данном случае предлагается вылепить из пластилина модель Солнца. Подумайте, как это сделать, наметим мысленный план действий, позволяющих решить данную задачу. В ходе коллективного обсуждения уточняется, какого цвета пластилин понадобится, какой формы фигуру нужно вылепить.

Самостоятельная работа. Дети демонстрируют классу свои модели, после чего учитель, в соответствии с заданием учебника, просит объяснить, чем изготовленная модель похожа на настоящее Солнце (формой, цветом), а чем отличается от него (размерами). Настоящее Солнце огромное, во много раз больше Земли.

- Вспом­ните, какие облака видели во время прогулки, по­дойдите к окну и посмотреть, какие сейчас на небе облака.

Работа в рабочей тетради (с. 10, № 1).

- Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака; другие расположены слоя­ми, это слоистые облака; третьи напоминают перья, это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке и показывают пальчиком.) Какие же облака мы видели во время прогулки или только что в окно?» Дети отмечают, закрасив в тетради кружок.

От имени Муравья Вопросика учитель рассказывает, как однажды летал на облаке. «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом деле?» Вывод: облако — это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды и поэтому летать на нём можно толь­ко в сказке.

- Отгадайте загадки:

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет

Одним пером.

(Ночь)

По небу лебедь чёрный Блин в окошке виден Тане;

Рассыпал чудо-зёрна. Он то в масле, то в сметане.

(Ночь, звёзды) (Луна)

- Расскажите о наблюдениях за вечерним небом. Какого цвета оно было? Кто видел на нём звёзды, Луну.

Демонстрация слайдов, отражающие красоту и таинственность ночного неба. При этом учитель читает вслух описание звездного неба из атласа-опреде­лителя «От земли до неба» (с. 208, первый абзац).

Далее проводится работа со с. 19 учебника.

- Почему рядом со звездами изображен медведь? (Дети высказыва­ют предположения; возможно, кто-то знает правильный ответ).

Рассказ учителя: ещё в древности (много-много лет назад) лю­ди видели на небе фигуры из звёзд, которые они назвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия на­звали их именами. Например, Большая Медведица. Вы видите на рисунке старинную карту звездного неба, на которой показано со­звездие Большой Медведицы. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии. Из них как раз и получается медведица с головой, туло­вищем и хвостом. Но рассмотрите внимательно её хвост. Что-то тут не так... (Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего

медве­дя короткий.) У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних ска­зок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.

- Обратите внимание на то, что самые яр­кие звезды этого созвездия образуют фигуру, которая напоминает... Что же? (Дети высказываются, демонстрация кухонного ков­шика.

Вывод: фигура напоминает ковш. Чтобы было лучше видно, художник на рисунке соединил звёзды линиями. Най­дите на рисунке ручку звёздного ковша. Посчитайте, сколько в ней точек-звёздочек. (Три.) А из скольких звезд состоит сам ковшик? (Из четырёх.) Сколько же всего звезд образуют ковш Большой Мед­ведицы? (Семь.)»

- На небе обычно трудно разглядеть все звёз­ды Большой Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хоро­шо видно.

Работа с рисунком (с.19): со­едините пальчиком звёзды, мысленно проводя линию от крайней звезды в ручке ковша.

Физкультминутки. Звучит песня «Облака, белокрылые лошадки».

Самостоятельная работают в рабочей тетради (с.10, № 2): карандашом соединяют точки-звезды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.

Работа в парах по заданию учебника (с. 19) с использованием атласа-определителя «От земли до неба» (моделирование созвездий). По окончании работы дети демонстрирую модели классу, оценивают лучшие.

Выводы и обобщения.

Подведении итогов урока: Что у нас над головой?

Выводы обобщаются с помощью текста на с. 19 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 19 учебника.

Рекомендации для занятий в семье

1. Вечером, когда стемнеет, вместе с ребёнком полюбуйтесь звёзд­ным небом. Найдите ковш Большой Медведицы. Убедитесь, что он состоит из семи звёзд.

2. В «Научном дневнике» начните выполнять задание № 1.

multiurok.ru

«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

1. Мотивация

Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме

Приветствие детей.

- Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35).

- Оденьте мальчика в костюм звездочёта.

- Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом?

- А как называется наука и учёные, изучающие космос?

- Где можно узнать значение данных слов?

- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.

- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом?

- Хорошо ли они будут видны?

- Какое приспособление используется для наблюдения за звездами?

- Когда лучше всего наблюдать звёзды?

- Почему?

- А только ли ночью светят звёзды?

- Что бы вы хотели узнать о звёздах?

Работа в тетради на печатной основе.

Ответы детей.

Ответы детей.

Работа со словарём: «астрономия», «астроном».

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Телескоп.

- Наверное, ночью.

Ответы детей.

Вопросы детей.

Познавательные

(логические)

Познавательные:

Информационные

(поиск и извлечение информации)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

2.Целеполагание

Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке

- Откройте учебник на стр. 22.

- Какой новый раздел начинаем изучать?

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?

- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?

- А дальше?

- Чем обычно завершаем урок?

- «Почему и зачем?»

Ответы детей.

- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины

- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)

Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись):

1. Узнать, что такое звёзды.

2. Определить сходство и различия звёзд.

3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.

4. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе.

5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.

Познавательные

(информационные)

Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (умозаключение)

Регулятивные

(принятие цели и постановка задач урока)

Регулятивные (планирование действий)

3. Изучение нового материала

Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию;

создавать модели;

учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы;

делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

- Какую первую учебную задачу надо решить?

- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды?

- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?

- Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба».

- А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху.

- Скажите, что такое «звёзды»?

- Назовите 2 задачу.

- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 22).

- Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям:

1. Умение распределять обязанности между собой.

2. Умение договариваться друг с другом.

3. Следовать указаниям в учебнике.

- Оцените работу своей группы.

- Какой формы модели звёзд? Почему?

- Какого размера модели? - Почему?

- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать?

- Подвёдём итог по 2-й задаче.

- Назовите сходство и различия звёзд.

- Назовите 3-ю задачу.

- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22.

- Узнать, что такое звёзды.

Ответы детей.

- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.

- Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1).

Работа с текстом.

- Звёзды – это раскалённые тела (шары).

- Определить сходство и различия звёзд.

Дети открывают учебники на

стр. 22.

Группы из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.

Дети по критериям оценивают работу групп.

Ответы детей.

Ответы детей.

Интерактивная доска: для любознательных.

Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой.

Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).

Ответы детей.

- Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.

Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью).

Регулятивные

(удержание цели урока)

Коммуникативные

(высказывания детей)

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

Познавательные (моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие)

Регулятивные

(самоконтроль)

Регулятивные (оценка)

Познавательные логические

(умозаключение)

Познавательные логические

(сравнение)

Познавательные логические (причинно-следственные связи)

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля

- Какая следующая задача?

Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).

- Прочитайте текст на

стр. 23 и выполните задание в учебнике.

- Затем в паре проверьте друг друга.

- Учиться узнавать некоторые созвездия.

Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.

Самостоятельная работа детей.

Работа в паре: взаимопроверка.

Регулятивные

(удержание цели урока)

Познавательные:

информационные

(извлечение, использование, представление информации)

Регулятивные

(контроль)

5. Рефлексия

Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями

- Переходим к заключительной задаче.

- Назовите её.

- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3).

- Проверьте себя по эталону и оцените в баллах (приложение 4).

- По сумме баллов оцените себя.

- Поднимите руку те, кто набрал 3 балла.

- Кто хочет рассказать о своей оценке?

- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?

- Почему?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

- В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и других Галактик

- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.

Дети выполняют тест.

Интерактивная доска:

Дети по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест.

Самооценка детей по шкале и критериям:

3 балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва;

2 балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва;

2 балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд;

1 балл – у меня недостаточно знаний по данной теме.

Ответы детей.

Регулятивные (удержание цели)

Регулятивные (самоконтроль)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Личностные (компетентность в поступках и деятельности)

multiurok.ru

Разработка урока по окружающему миру для 1 класса, на тему: "Что у нас над головой"

Урок окружающего мира в 1 «Б» классе

по теме « Что у нас над головой?», учитель Кудряшова Инна Валерьевна

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичное закрепление знаний

Тема

«Что у нас над головой?»

Цель темы

Формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "над головой"; уточнение знаний о дневном и ночном небе; сообщение элементарных сведений о Солнце, о созвездии Большой Медведицы; развитие представления о форме и размерах предметов.

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий Мир» А. А. Плешакова 1 класс; электронное приложение к учебнику; мультимедийный проектор; презентация «Что у нас над головой?», куб, тарелка, мяч, ковш, конверт с загадками, рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика), цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки;

Организация прост ранства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Методы и приемы обучения

Беседа, проблемный вопрос, работа с учебником, рабочей тетрадью, работа с презентацией, практический метод (работа с пластилином)

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир»

А.А. Плешакова «Окружающий мир».

Учебник: 1 класс в 2 ч. Рабочая тетрадь: 1 класс в 2 ч.

А.А.Плешаков Окружающий мир Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс.

Куб, тарелка, мяч, ковш, конверт с загадками, рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика), цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки;

Основные понятия

Созвездие Большая Медведица, Солнце

Форма проведения урока

Индивидуальная, в парах, в группах.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся должны научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем, моделировать форму Солнца, находить на ночном небе ковш Большой Медведицы, проводить наблюдения за созвездиями, Луной (по заданиям рабочей тетради), отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять выбор информации.

Регулятивные УУД: ученики будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: ученики научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и поддержку.

Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доброжелатель-ность, доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе

Технологическая карта урока (35 минут)

Этапы урока,

время

Содержание этапа

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас - «Окружающий мир» у нас сейчас.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Настраиваются на урок.

Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.

Фронтальная работа

2.

Актуализация знаний. Работа в группах.

Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь рады нашей встрече (вывешиваем картинку). Муравьишка Вопросик принес конвертик с вопросами. Разделитесь на группы, вам даны вопросы, ваша задача на них ответить.

1 группа.

1)Как называется наша страна?

2) Какие народы живут в нашей стране?

2 группа.

1)Какие символы нашего государства вы знаете?

2)Как выглядит наш флаг-цвет?

3 группа.

1)Какие праздники празднуют в России?

2)Какие достопримечательности можно увидеть в Москве?

Готовность в группе дети показывают с помощью сплоченных рук.

Представитель группы зачитывает вопрос и отвечает, остальные слушают и сигнализируют карточками. (Желтая карточка-все верно, красная карточка-не согласны и поясняют свой ответ).

Познавательные УУД: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять выбор информации.

Регулятивные УУД: ученики будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: ученики научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и поддержку.

Работа в группах

3.

Физминутка

Гномики-великаны

4.

Самоопределение к деятельности.

В конверте у Муравьишки есть что-то еще. Это загадки. Отгадайте их.

Я вывешиваю картинки по мере отгадывания.

1) Кто-то утором не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

2) Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только-

От него осталась долька.(Месяц, Луна)

2) На черный платок

Просыпано просо,

Пришел петушок,

А склевать не просто. (Звезды)

У: Сравните эти слова. Что у них общего? (Все это можно видеть на небе)

У: Да, это небесные тела.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-ЦЕЛЬ - Узнать обо всем, что у нас находится над головой.

ЗАДАЧИ:- Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Вывешиваю - дневное и ночное небо; солнце, созвездие

- Чтобы проверить, правильно ли вы предположили, прочитайте тему урока (учебник стр.18)

Внимательно слушают, отгадывают загадки.

Формулируют тему урока, цель и задачи.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Проблемный вопрос, выход на тему урока

Фронтальная работа

5.

Открытие новых знаний.

Что можно увидеть на небе днем? (Днем можно увидеть солнце и облака).

Слайд с разновидностью облаков.

-Ой, ребята, а ведь у Муравьишки в конверте осталась еще загадка. Попробуйте её отгадать:

Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и Солнце)

- С чем сравнить небо? (С голубым платком)

А Солнце? (С алым колобком)

- Посмотрите на предметы, которые принес Муравьишка (выставляем кубик, тарелку и мяч )

Муравьишке интересно, с каким из этих предметов можно сравнить Солнце?

На что оно точно не похоже? (На кубик)

Остались тарелка и мяч. Какую форму имеет тарелка (форму круга). А какую мяч (форму шара).

Хотя мы видим на небе круг, на самом деле Солнце - это шар.

Работают с информацией,

представленной в презентации.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Работают с информацией, представленной учителем.

Отгадывают загадку.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Предположения

детей.

Рассуждают. Делают вывод.

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

(Р)

Формирование умений слушать и слышать (К)

Фронтальная работа, наблюдение

6.

Физминутка

День-ночь. Если учитель говорит «ночь» - дети кладут голову на парту, если «день» - садятся красиво.

Выполняют движение

Моделирование.

- Чтобы запомнить, изготовим модель Солнца.

Модель – это предмет, изображающий другой предмет.

Посмотрите на парту. Как вы думаете, из чего мы изготовим модель Солнца? (Из пластилина).

- Какого цвета пластилин мы будем использовать? (Желтый)

Еще раз внимательно рассмотрим Солнце в учебнике с18..

Поднимите модели Солнца высоко над головой. Мудрой Черепахе понравились ваши «солнышки».

Молодцы! Вы хорошо потрудились.

У: Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (Предположения детей). Проверим ваши предположения.

- Солнце – огромный раскаленный, пылающий шар.

- Оно во много раз больше Земли.

- А можно ли долететь до Солнца?

Д- Солнце находится очень-очень далеко. До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячее.

Восклицательный знак напротив картинки.

Изготавливают модели Солнца. Работают с пластилином .

Работают в учебнике.

Показывают модели.

Оценивают работу товарища.

Умение оформлять в устной речи свою мысль (К)

Умение высказывать своё предположение на основе

иллюстративного материала (Р)

Индивидуальная работа

7.

Продолжение работы по теме урока.

(Беседа, работа по учебнику).

Ребята, скажите, что можно увидеть на небе ночью? (Луну, звезды, созвездия)

Муравьишка и Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба. Включается слайд с изображением ночного неба, дети внимательно просматривают.

Что вы можете рассказать о ночном небе? Оно яркое, таинственное и сказочное. Ставлю восклицательный знак возле этой картинки.

- Ребята, Муравьишка приготовил для вас еще одну загадку:

Из какого ковшика

Не пьют, не едят,

А только на него глядят.

Посмотрите в учебнике на страницу 19(верх)

- Что вы видите? (Медведицу)

Эта медведица живет высоко-высоко в небе. Хотите узнать почему?

Тогда я расскажу вам древнюю сказку.

В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное небо. Из самых ярких звезд они мысленно составляли различные рисунки, придумывали к ним сказочные истории.

Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие из семи ярких звезд, похожих на огромный небесный ковш. Люди назвали ее Большая Медведица. Это созвездие они видели на небе круглый год. Четыре звезды образовали ковш, а три звезды – длинную ручку. Эти семь звезд самые яркие в созвездии. Кроме них есть еще множество звезд слабо мерцающих. (Показать на слайде).

Обратите внимание, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь)

- Какую форму образуют эти звезды (Ковш). Ставлю восклицательный знак напротив картинки с созвездиями.

Работают с тетрадью. Выполняют задание вр.т.№2 страница 10. Один ученик у доски изображает ковш.

Слушают, отвечают на вопросы, просматривают презентацию.

Формирование умения слушать и понимать речь других (К)

Умение добывать новые знания, находить информацию и отбирать её

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

8.

Подведение итогов урока

Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что …»

Продолжают предложение

Умение объективно оценивать результаты деятельности

9.

Рефлексия деятельности

Оцените свои достижения на уроке.

Оценивают свою работу.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов

Самоанализ урока.

Тема : «Что у нас над головой? » по УМК «Школа России», 1 класс.

Тип урока : урок открытия новых знаний и первичное закрепление знаний

При подготовке и проведении урока мною ставились цели:

Образовательные: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой; познакомить с созвездием Большой Медведицы, научить правильно, передавать форму и цвет солнца, формировать умение работать с учебником

Воспитательные: содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; содействовать профилактике утомляемости учащихся; воспитывать любовь к природе.

Развивающие: развивать наблюдательность; развивать и обогащать речь учащихся; развивать логическое мышление; развивать познавательный интерес к уроку окружающего мира;

Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов:

Предметные:

-Обучающиеся должны научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем, моделировать форму Солнца, находить на ночном небе ковш Большой Медведицы, проводить наблюдения за созвездиями, Луной (по заданиям рабочей тетради), отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Личностные:

- содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;

- работать над осознанием ответственности за общее дело.

Метапредметные: способствовать формированию УУД

-коммуникативные:

- выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения;

- работать коллективно и паре;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с соседом по парте при совместной деятельности в паре..

-регулятивные:

- учатся контролировать свою деятельность в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- определять и формулировать цель с помощью учителя;

- принимать и сохранять предметную задачу, следовать инструкции учителя;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

-познавательные:

- учатся добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах, группах.

I этап - Организационный момент. Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию. На этом этапе с учащимися проговариваем девиз урока, вспоминаем правила урока.

II этап – Актуализация знаний. Работа в группах. Цель: вспомнить, пройденный материал; на этом этапе с помощью группового вида деятельности, выполнить задания: - прочитать (читающий ребенок) и ответить на вопросы.

III этап - Постановка цели и определение темы урока. Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке. С помощью загадок подвела ребят к формулировке темы урока и постановке цели урока. Исходя из темы, выделять задачи урока.

IV этап – Моделирование. Цель: практически показать модель солнца.

V этап – Продолжение работы по теме урока. На этом этапе учащиеся работают в рабочих тетрадях и запланирована работа в парах.

VI этап – Итог урока. Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Рефлексия. Цель: оценить, как ученик освоил учебный материал.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследовании первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. На уроке были использованы разные формы обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Для достижения цели использовались методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, методы устного и письменного контроля и самоконтроля. При проведении работы в группе ставилась цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод. Учащиеся умеют выражать свое мнение, работать с учебником, рабочей тетрадью; участвуют в диалоге.

При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты. Обучение на уроке строится на основе деятельностного подхода, «учение через деятельность».

Весь процесс на уроке представлял собой взаимодействие (учитель-ученик, ученик-ученик). Это способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности детям, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.

Для соблюдения санитарно-гигиенических норм, достижения результативности урока формы работы видоизменялись, проведены физминутки. Методы и приемы ведения урока способствовали продуктивной деятельности на уроке. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.

Урок своих целей достиг. Все обучающиеся были охвачены работой.

kopilkaurokov.ru

Что у нас над головой? - Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока

Урок 5. Что у нас над головой?

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с предметами, которые можно увидеть в небе; научатся изготавливать модели Солнца и созвездий; находить на небе Большую Медведицу.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: пластилин, видеоаппаратура, записи мультфильмов «Как Львёнок и Черепаха пели песню», тарелка, мяч, кубик; иллюстрации с изображениями достопримечательностей Москвы; кухонный ковш.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Отгадайте кроссворд, посвящённый теме прошлого урока.

 

 

По горизонтали:

2. Учебное заведение, носящее имя М. В. Ломоносова.

5. Собор, второе имя которого храм Василия Блаженного.

6. Кремлёвская башня с часами.

9. Главные часы страны.

По вертикали:

1. Художественная галерея Москвы.

3. Звериный город.

4. Телевизионная башня.

7. Глава нашего государства.

8. Главный город страны.

Ответы:

По горизонтали:

2. Университет. 5. Покровский, 6. Спасская. 9. Куранты.

По вертикали:

1. Третьяковская. 3. Зоопарк. 4. Останкинская. 7. Президент. 8. Столица.

 

2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

 

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Туча)

 

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит.

(Солнце)

 

Голубой шатёр весь мир накрыл.

(Небо)

 

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат.

(Небо, месяц, звёзды)

 

За домом у дорожки

Висит пол-лепёшки.

(Месяц)

 

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(Луна, месяц)

— Вы всё правильно отгадали. А теперь скажите — где можно увидеть все предметы, о которых были загадки? (На небе.)

Правильно. Откройте учебник на странице 18 и прочитайте тему нашего урока. (Что у нас над головой?)

Муравей Вопросик, как всегда, рассказывает вам, чему вы будете учиться на уроке и что нового узнаете. (Узнаем, что можно увидеть на небе днём и ночью. Научимся изготавливать модель Солнца и созвездий. Будем учиться находить на небе Большую Медведицу.)

 

3. Работа по теме урока

— Какие из названных предметов можно увидеть над головой днём? (Небо, солнце, облака, тучи.)

А какие — ночью? (Небо, звёзды, луну, месяц.)

Поговорим сначала о том, что можно увидеть днём. Первое, о чём надо говорить — это Солнце. Солнце — самая главная звезда в жизни каждого человека. Это источник света и тепла, без него жизнь на Земле была бы невозможна.

Какую форму имеет Солнце? Автор учебника для сравнения по форме предлагает вам несколько предметов. Назовите их.

Я принесла эти предметы на урок. Посмотрите на них и выберите тот, который ближе всех по форме подходит Солнцу.

Дети обсуждают.

 

Моделирование

— Когда мы смотрим на небо, то видим Солнце как перевёрнутую тарелку (учитель ставит тарелку на ребро). На самом деле Солнце имеет шарообразную форму, больше всего оно похоже на мячик.

Попробуем вылепить модель Солнца из пластилина. Брусочек какого цвета вы возьмёте? (Жёлтого.)

Правильно. Приступайте к работе.

Дети самостоятельно лепят модель Солнца. Учитель оказывает необходимую помощь.

— Солнышки у вас получились маленькие и яркие. На самом деле Солнце огромного размера, во много раз больше Земли.

А сейчас я хочу показать фрагмент из одного хорошо знакомого вам мультфильма.

Учитель включает видеозапись мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню». (Фрагмент песни со словами «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу».)

— Узнали героев и мультфильм? Все мы любим тёплую и солнечную погоду. И так же, как Черепаха, часто лежим и смотрим на Солнце. А хорошо ли это для нашего здоровья?

К сожалению, не очень хорошо. Долго находиться на открытом месте без головного убора вредно. Обратили ли вы внимание на то, что Черепаха из мультфильма была в очках? Как вы думаете — почему?

Свет, который излучает Солнце, очень сильный. Если смотреть на Солнце, то можно повредить глаза. На Солнце можно смотреть только через сильно затемнённое стекло. Для этого продаются солнцезащитные очки.

Что ещё можно видеть днём в небе? (Облака.)

Облако — это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда, поднятых в небо нагретым воздухом. Облака бывают самых разных форм и расцветок. Пронизанные солнечными лучами, они кажутся белыми, но часто облачное небо выглядит пасмурным и серым. Облако может показаться и совсем чёрным от пыли и копоти, что часто случается над промышленными районами.

Откройте рабочие тетради на странице 10. Рассмотрите рисунок, на котором изображены разные облака. А теперь посмотрите в окно. Какие облака сегодня видны на небе? Закрасьте кружок около облака, похожего на то, которые вы увидели.

Некоторые облака похожи на клочки ваты — это кучевые облака. Другие расположены слоями — это слоистые облака. Третьи напоминают перья — это перистые облака.

Учитель показывает все виды облаков на рисунке.

— Если по небу растянуто рваное покрывало слоисто-кучевых облаков, то погода остается хорошей, ясной. Низкие слоистые облака часто указывают на приближение дождя или снега.

 

Опыты

— А сейчас мы с вами попробуем создать облако прямо в классе.

Учитель наполняет пластиковую бутылку горячей (но не кипящей)

водой и через несколько минут выливает две трети воды обратно.

На горлышко бутылки кладётся кубик льда. Подготовительную часть опыта учитель делает заранее.

Ученики наблюдают, как пары воды, наполняя бутылку, поднимаются вверх вместе с нагретым воздухом, где их охлаждает лёд. В бутылке появляется туман.

— Облако вы можете создать сами. Для этого налейте в ванну горячей воды. Над ней образуются облака пара.

Но всё это можно увидеть на небе днём. А что мы увидим в небе, если поднимем голову ночью? (Звёзды, Луну.)

С древних времён люди наблюдали за звёздами на небе и заметили, что в их расположении есть определённый порядок, сохраняющийся постоянно. Фантазируя, древние астрономы наделяли группы звёзд очертаниями людей, предметов, животных. Так появились созвездия — участки звёздного неба, где звёзды объединены в разнообразные фигуры. Созвездиям давали названия мифических героев (Персей, Геркулес, Андромеда), животных (Лев, Кит, Жираф), предметов (Весы, Лира, Телескоп). Созвездия позволяют лучше ориентироваться на ночном небе во время наблюдения за звёздами. Всего на небе 88 созвездий.

Так древние наблюдатели увидели в группе звёзд фигуру медведицы. И на картах звёздного неба появилось созвездие Большой Медведицы. Это название сохранилось до наших дней.

На странице 19 вашего учебника вы видите старинную карту звёздного неба, на которой показано созвездие Большой Медведицы. В нём много звёзд. Из них получается фигура медведицы. Если вы рассмотрите её внимательно, то заметите, что хвост у медведицы длинный, такого у настоящих медведей не бывает. Эта медведица волшебная. Её тянули за хвост на небо, чтобы спасти. Послушайте древнегреческую легенду о созвездии.

Учитель зачитывает фрагмент из атласа-определителя со страницы 209.

— Запомнить все звёзды этого созвездия сложно, но самые яркие хорошо видны. Художник на рисунке соединил их линиями. Что напоминает вам образовавшаяся фигура?

Если дети затрудняются ответить, учитель показывает им кухонный ковшик.

— Сосчитайте, сколько звёзд образуют ковшик с ручкой. Четыре из них образуют сам ковш, а три — ручку. Эти семь звёзд очень помогают при ориентировании на местности ночью.

 

Моделирование

— Выполните задание 2 в рабочей тетради. Соедините линиями точки на рисунке, чтобы получился ковш Большой Медведицы.

Такую модель вы можете сделать вместе с другом или соседом по парте, а можете попросить помощи у родителей. На следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.

Подробно на одном уроке мы не можем поговорить обо всех созвездиях. Но можем посмотреть, как схематично они будут выглядеть на ночном небе. Для этого откроем наш атлас-определитель «От Земли до неба» и пролистаем страницы 210-218.

Дети рассматривают созвездия, читают их названия. Если позволяет время, учитель может прочитать о каком-либо созвездии.

— Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень-очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, наблюдая за звёздами, так и называли — звездочёты. Позднее появилось второе имя — астрономы (астр — звёзда).

Сначала небо рассматривали в подзорную трубу, затем — в телескоп. Но даже самые современные аппараты, сосчитав звёзды, выдали сообщение — «звёзд на небе двести миллионов, примерно».

Звёзды бывают жёлтого, голубого, белого, оранжевого и красного цветов.

Невозможно представить ночное небо без Луны. С Земли она кажется маленькой. Так ли это? Если нарисовать Землю величиной с арбуз, то Луна должна быть размером с яблоко. Луна в б раз меньше Земли, но она всё равно огромная.

Высоко в небе плывёт Луна, светлая, красивая, с тёмными пятнами на блестящем диске. В полнолуние она напоминает чьё-то круглое, добродушное лицо. Мы всегда видим её такой. И до нас много веков подряд люди видели ту же Луну, наблюдали за её изменениями — от тоненького серпа новорождённого месяца до полного сияния диска.

А между тем Луна — такой же шар, как и другие планеты, в том числе и наша Земля, на которой мы с вами живём.

 

4. Рефлексия учебной деятельности

— Что можно увидеть над головой днём? ночью? Какие созвездия вы можете назвать? Какого цвета могут быть звезды? Как называют людей, наблюдающих за звёздами? Сколько звёзд в созвездии Большой Медведицы? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Какой вывод мы можем сделать вместе с Мудрой Черепахой?

Дети читают вывод на странице 19.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

www.compendium.su

Луна из пластилина. Пособие для лепки.

Скорее всего, ребенку будет скучно слушать монотонный рассказ взрослых о космосе, о научных достижениях в этой области, о перспективах, которые открывает перед человечеством изучение бесконечных просторов Вселенной. Но ситуацию можно исправить и превратить познавательное занятие в увлекательную игру. Все малыши – это любопытные естествоиспытатели. Они, конечно, заинтересуются космическими объектами, но чтобы удерживать их внимание одних слов недостаточно – нужна наглядность. И уж тем более им будет интересно самим участвовать в творческом процессе.

Из такого мягкого материала, как пластилин, можно слепить абсолютно все, даже неотъемлемого спутника планеты Земля – Луну. Обычно малыши замечают яркое светящееся пятно в вечернем небе и расспрашивают родителей на счет его происхождения. Занимаясь увлекательной лепкой, у вас появится шанс подробно рассказать ребенку, что представляет собой Луна, где она находится и почему каждую ночь меняет свою форму и место расположения.

1. Маленькую Луну выполняйте из смеси желтого и оранжевого пластилина, но также подойдет и небольшое количество коричневого цвета. Помогут создать миниатюрные кратеры на поверхности спутника Земли спички, стержень шариковой ручки или карандаш. Все зависит от размера поделки.

№1

2. Возьмите кусочки пластилина подготовленных оттенков в произвольных количествах.

№2

3. Разомните их в руках по отдельности, затем соедините, но не смешивайте до усреднения цвета.

№3

4. Скатайте круглую Луну из полученной массы. Это и будет миниатюрной копией знакомого всем космического объекта. Если посмотреть на поверхность Луны через телескоп, то можно увидеть затемнения и пятна разной формы.

№4

5. Для лепки кратеров скатайте длинную тонкую колбаску.

№5

6. Нарежьте ее ножичком на небольшие порции.

№6

7. Сделайте отверстия в кратерах с помощью спички или стержня.

№7

8. Небесное тело уже готово.

№8

9. Ребенку обязательно нужно рассказать, почему Луна меняет свою форму, когда мы ежедневно наблюдаем за ней в ночном небе. Для этого понадобится темная лепешка.

№9

10. Налепите черную тень на одну сторону светящегося объекта. Теперь из Луны на небе получился молодой месяц.

Итоговый вид поделки.

Вот такие интересные уроки можно практиковать с детьми, благодаря знакомому всем пластилину. Из этой яркой массы несложно слепить даже планеты Солнечной системы.

podelkisvoimirukami.ru