Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

9.10. Процесс выполнения инкрустации с насечкой. Инкрустация проволокой по дереву


9.10. Процесс выполнения инкрустации с насечкой

9.10. Процесс выполнения инкрустации с насечкой

Процесс выполнения инкрустации с насечкой имеет свои технологические особенности этапов: подготовка рисунка и перевод его на деревянную основу, вколачивание элементов инкрустации, шлифование инкрустированной поверхности, окраска деревянной поверхности водным раствором протравы, высветление металлических элементов, прозрачная отделка. Рассмотрим несколько подробнее каждый из элементов.

Подготовка рисунка и перевод его на основу.

Элементы композиции должны быть четкими, подчиненными пластике металлической проволоки. Мелкие случайные изломы контуров обобщаются, т. к. их невозможно изогнуть в плавном ритме полосы металла. В инкрустации, также как в графике, линия имеет большое изобразительное значение. Она играет существенную роль в эмоционально-образном звучании композиции.

Очертания элементов должны быть ясными, как бы льющимися одним потоком, строго подчиненными общему ритму проволоки, изгибающейся в энергичные упругие формы.

Подготовительный рисунок к инкрустации целесообразнее выполнить в теплый тон белилами на темной бумаге. Можно использовать для этого коричневые или черные листы из комплектов для аппликации. На них можно рисовать не только краской, но и цветными карандашами светлых тонов (белым, желтым, оранжевым).

Перевод сложного рисунка на основу можно осуществлять по-разному, в зависимости от характера украшаемой поверхности. Если поверхность плоская или слегка заоваленная, то переводят его обычным путем – через копировальную бумагу. Замечено, что передавливать контуры рисунка на предмет через копировальную бумагу лучше не карандашом, а какой-либо заостренной палочкой. Ведь карандашом можно «забить» рисунок или испортить его случайной, неверной линией. Палочка может быть костяной или деревянной, сделанной из прочной породы (самшит, бук, дуб, граб или береза). Удобны также чернильные стержни от шариковых ручек, только паста из них должна быть израсходована, иначе жирные линии погубят рисунок.

Если инкрустированный предмет представляет собой поверхность вращения или не сложный рисунок, то орнамент можно перерисовать с эскиза непосредственно на древесину.

В этом случае избранный узор сначала воспроизводится на дереве карандашом. Контур рисунка должен быть четким, простым и выразительным, внутреннее заполнение – более мелким.

Вколачивание элементов инкрустации.

Процесс выполнения инкрустации из металла на деревянной поверхности зависит от характера вставки, так как бляшки, гвоздики, продольную контурную проволоку и штрихи насечки вколачивают по-разному.

Рассмотрим подробно последовательность исполнения каждого из перечисленных элементов.

Бляшки. Способ их врезания в дерево зависит от их формы. Если бляшки круглые, задача решается просто. На место, где их будут крепить, сверлами типа «перка», вставленными в ручную дрель, делают круглые углубления по диаметру бляшки. Глубина гнезда должна равняться примерно 3/4 толщины металлической вставки. Бляшку вкладывают в готовое углубление. Иногда в мягком и тонком металле шилом делают накол. Главное, чтобы при этом бляшка не прогнулась, а оставалась ровной. Если бляшки из прочного металла и их шилом не проколоть, отверстия нужно сделать тонким сверлом, а затем, чтобы закрепить на изделии, в отверстия вколачивается отрезок сплющенной проволоки, образующий точку. Удобнее проколоть (или просверлить) сначала одно отверстие, в него забить проволоку, а затем делать второе. Чтобы заклепки не были заметны на металлическом теле бляшки, они должны быть из одинакового металла. Чем плотнее и тверже дерево, тем проволока короче, и, наоборот, чем мягче материал, взятый за основу, тем проволока должна быть длиннее (например, для липы не менее 10–15 мм).

Чтобы бляшки держались прочно, не дребезжали и не отскакивали, диаметр прокалываемого отверстия должен быть равен сечению проволоки, которая идет на закрепление металла к основе. При вколачивании проволока несколько расплющивается и наглухо скрепляет бляшку с основой. Еще одно условие: если гвоздики отрезают от слишком упругой и твердой проволоки, они не будут держать бляшку, так как легко войдут в дерево, не расклепавшись под ударами молоточка. Поэтому, чтобы гвоздики прочно держали бляшку, нужно проволоку предварительно отжечь. Став мягкой, она при вколачивании легко расклепается. Это особенно важно, если основа предмета сделана из мягкой древесины. При вбивании проволоки в отверстия не нужно слишком усердствовать, так как может сильно прогнуться плоскость металла и ее не удается вышлифовать. Работа будет небрежной.

Бляшки можно не только заклепать, но и приклеить. Работа от этого будет идти с перерывами – клей должен сохнуть. Но при этом есть преимущества. Отпадает необходимость просверливать толстые бляшки, подбирать гвоздики того же цвета, не нужно следить за тем, чтобы при вколачивании гвоздиков не прогнуть бляшку и т. д.

Для склеивания дерева с металлом можно рекомендовать нитроцеллюлозный клей, синтетические клеи типа БФ, «Момент», эпоксидную смолу, и некоторые другие, способные отвердевать при комнатной температуре. Эти универсальные клеи успешно склеивают различные материалы, обеспечивают высокую прочность соединений.

Если бляшка не круглая, а другой формы, ее вырезают ножницами, опиливают заусенцы, накладывают на предмет и аккуратно обводят ножом. Затем узкой стамеской делают углубление по ее форме и толщине. Закрепляют так же, как и круглые вставки.

Некоторую сложность представляет закрепление бляшек на поверхностях вращения. Вставленную в лунку бляшку слегка ударяют по выступающим краям, изгибая по форме поверхности, а затем закрепляют обычным путем с помощью проволоки или клея. На рис. 9.13 дан ряд последовательных операций по закреплению бляшек в дереве с помощью гвоздиков.

Рис. 9.13. Эскизы закрепления бляшки гвоздиками.

Гвоздики. Круглые гвоздики используют не только в качестве заклепок на бляшке. Они непременный дополнительный декор к дорожкам, насечкам, круглым вставкам. Иногда только гвоздики заполняют большие плоскости предметов или обозначают контур изобразительного мотива.

Точеные вставки делают так. Шилом накалывают отверстие в нужном месте, в него вставляют торцом круглую проволоку. Лишнюю часть проволоки срезают небольшими слесарными ножницами или кусачками, а затем ударом молотка загоняют в дерево выступающий край. Удар должен быть не слишком сильным, иначе верхний торец проволоки утонет в дереве. При шлифовке напильник или наждачная бумага не зацепит металл, не высветлит его, и грязно-окисный цвет гвоздиков будет портить общее впечатление. Лучше, чтобы каждый гвоздик едва заметно выступал над поверхностью дерева. При шлифовке излишек снимется, и плоскости гвоздиков будут сверкать чистым цветом металла. Это условие относится и к другим элементам инкрустации: полоскам, бляшкам, насечкам.

Несколько последовательно расположенных точек от гвоздиков могут образовать любой узор, дополняющий, например линейный.

Продольные проволочные вставки. По линиям продольных контуров ножом-косячком делают углубленную прорезь, а канавки под окружности и дуги прорезают циркулем-резаком или вертикальными проколами торцевого ножа. В плоскости резания нож должен быть вертикальным; если нож наклонится, во-первых, может сколоться древесина, во-вторых, в косую прорезь значительно труднее вколотить металлическую полоску (см. рис. 9.14).

Рис. 9.14. Схема соединения металлических полосок на острый угол.

В проделанную прорезь вставляют ребром и постепенно вколачивают тонкую полоску металла, отрезанную от листа. Инкрустация выглядит более качественно, если металлический контур тянется непрерывной нитью без разрывов с одним соединительным швом. Это создает впечатление цельности изображения и говорит о профессионализме мастера.

Вколачивать нужно аккуратно, чтобы лента полностью вошла в древесину. На поверхности должна быть видна только блестящая линия. Здесь есть некоторые технологические особенности:

1. При срезании с кромки листового металла узкая лента под ножницами скручивается в спираль. Перед вколачиванием в дерево ее нужно выровнять и выпрямить деревянным молотком на поверочной плите или на наковальне.

2. Если металл полоски слишком мягкий и при вколачивании мнется и не входит в прорезь, можно слегка постучать по полоске на поверочной плите маленьким металлическим молоточком. Металл нагартуется, станет более жестким и легче войдет в дерево.

3. Чтобы металл прочнее держался в деревянной основе, нужно полоску при вколачивании вдоль волокон брать шире той, которая вбивается поперек волокон или под углом к ним. Это особенно важно в работе с мягкими породами: ольхой, осиной, липой.

4. Чтобы полоса равномерно, без загибов, не заминая дерева, заходила в прорези и прочно держалась в них, нужно ширину развала прорезей делать равной сечению металла, а глубину прорези – несколько больше, чем ширина вколачиваемой ленты.

5. При соединении полосок металла на острый угол (например, при выполнении очертания листка – рис. 9.14) необходимо перед вбиванием их в дерево расклепать соединяющиеся концы. Иначе толщина пластинок не позволит грамотно выполнить такого рода элементы инкрустации.

6. Продольные прорези под дорожку можно выполнять не только косячком, но и торцевым ножом.

По карандашным рисункам делается надрез резцом или ножом. Надрез должен быть достаточно глубоким, чтобы лента при вколачивании не смялась и в то же время заподлицо проникла в древесину. Обычно при работе моток ленты надевается на указательный палец левой руки. Конец ленты вставляется в надрез дерева, отрезается ножницами и вколачивается легкими ударами небольшого молотка. За отрезком следует другой отрезок, постепенно образуя задуманный художником рисунок (см. рис. 9.15).

Рис. 9.15. Этапы выполнения насечки.

Более толстая и прочная проволока контура закрепляет тонкие линии заполнения, удерживает их от выпадения.

Помимо линейных элементов, существуют и другие. Узор может быть выполнен вколоченным в заготовку подкрашенным деревом, костью, пластмассой. Операцию эту выполнить легче, если перечисленным материалам придана цилиндрическая форма. Этот технологический прием очень часто применяют мастера-косторезы и гуцульские мастера (см. рис. 9.9, 9.10).

Выполнение насечки – трудоемкое и капризное дело, но декоративный эффект ее очень велик.

Первые насечки надо выполнять предельно внимательно, не торопясь, соблюдая последовательность всех рассмотренных операций.

Приемы выполнения насечки требуют большого навыка. Вначале почти каждая пластинка будет загибаться под ударом молотка. Так бывает у всех начинающих. Чтобы сделать хорошую инкрустацию, нужно основательно потренироваться и вбить не одну сотню насечек. Опыт приобретается постепенно. В конце концов, пластинки под ударом молотка начнут входить без загиба, и работа доставлять наслаждение.

На начальной стадии обучения нередко при выполнении насечки поперек волокон промежутки дерева между соседними полосками металла выкрашиваются. Бывает, что они выкрашиваются еще при накалывании прорези торцевым ножом.

Причин этого дефекта несколько:

– для выбранной породы древесины насечка выполняется слишком часто;

– лезвие ножа не отполировано;

– наколка прорези выполняется не вертикально, а под наклоном.

Любой из этих причин достаточно, чтобы вызвать названный дефект. Чтобы исправить инкрустацию с выкрошившимися элементами, придется прибегнуть к шпатлеванию поверхности.

Научившись вколачивать в предмет рассмотренные нами элементы, можно составлять разнообразные композиции (см. рис. 9.16).

Рис. 9.16. Инкрустация насечкой – «цветы».

Гравировка бормашиной.

Успешная гравировка по инкрустированной поверхности древесины, кости и рога зависит от режущих боров и навыка мастера. Наиболее широко распространена гравировка бормашиной глазков (окружностей с ярко выраженным центром) и прямых линий, из которых составляют рисунок. Глазки и кружочки выполняют специальными самодельными борами – выкрутками, которые могут иметь до трех ободков – окружностей (рис. 9.17).

Рис. 9.17. Набор самодельных боров для инкрустации и гравировки: а – выкрутки, б – выкрутки-резцы, в – выкрутка бесцентровая.

Узор, наносимый выкруткой, может быть плоским и с поднутрением. Во время работы выкрутка должна находиться в положении, строго перпендикулярном обрабатываемой поверхности (рис. 9.18, а). Прямые и скругленные линии проводят бормашиной с помощью специально выполненного приспособления – колесика (рис. 9.18, б). При гравировке резец ведут на себя.

Рис. 9.18. Положение при инкрустации и гравировке (выкрутки) – а, гравировального колесика – б.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Всечка. Мастер-класс. | Резьба по дереву, кости и камню

1. Инструменты: молоточек, косячок, шило, бокорезы (бокорезы нужно сточить, что бы обратная сторона была плоская).Всечка делается прокатанной проволокой. В нашем случае проволока D0,4 мм, прокатанная до 0,19мм. Я применяю проволоку из белого металла, можно использовать алюминиевую проволоку. Такие металлы как медь, латунь, бронза, мельхиор не используются. Алюминиевую проволоку можно использовать ту, которая в дросселях дневного света, D0.5 мм. Прокатать её можно на вольцах не снимая лаковой оболочки, она не мешает.Вместо вольцов можно использовать подшипники, D70-80мм, соединив их деревяшкой в виде вольцов. Мой отец этим пользовался пока у него не было вольцов2. Создаём рисунок для всечки на бумаге, с помощью кальки и копировки переводим его на шкатулку.

3.Прокалываем радиусными стамесками точно также как и для резного орнамента в предыдущем моём мастер-классе, начиная с наименьшего радиуса, только завитки прокалываем не до конца: места, где завитки сливаются в одну ветку не трогаем. полностью прокалываем один главный завиток.

4. Проволоку будем вбивать молоточком в проколотую щель, которую предварительно нужно смазать клеем. Клей должен быть на спиртовой основе, например БФ6. Я использую свежеразведёную эбокситовую смолу.Начинаем вставлять проволоку в главный завиток. Для этого изгибаем самый кончик проволоки под самый маленький радиус завитка и вставляем, помогая косячком и вбивая молоточком.

5. Основная линия или завиток готов. Теперь прокалываем завитки, которые к ней примыкают. Линию примыкающего завитка нужно проколоть немного вдоль основной, а не бросать в том месте, где линии соединяются. примыкающие завитки, начинаются с прямой линии, поэтому, молоточком расплющиваем кончик проволоки и начинаем вставлять, сначала вдоль основной, потом по ходу линии завитка. Таким способом делаем все остальные завитки. В данном орнаменте один завиток пересекает другие. В этом случае проволока доводится до точки пересечения и обрезается косячком. Также вставляются остальные отрезки линии завитка.

6. Теперь вставляем точки во внутрь завитков, чтобы придать им законченный вид и для дополнительного украшения орнамента. Для создания точек используем проволоку с круглым сечением. Шилом делаем отверстия, вставляем туда проволоку, бокорезом проталкиваем её и откусываем примерно на высоте 0,5 мм. Молоточком забиваем. Точки вставляем без клея.7. Теперь можно зачищать. Сперва мелким надфилем выравниваем выступающие участки проволоки с поверхностью шкатулки до тех пор пока поверхность станет гладкой. Затем зачищаем наждаком средней зернистости , затем наждаком мелкой зернистости. При работе с алюминием есть неприятный момент: при шлифовке он мажет дерево. Грязь можно убрать с помощью ластика.

8. Далее всечку нужно отполировать и нанести защитное покрытие.

Для всечки годятся не все породы дерева. Мягкие породы не годятся, т.к. проволока будет утопать, в твёрдые породы её трудно будет забить. Лучше всего породы средней плотности, такие как орех, груша.Очень хорошо всечка смотрится в сочетании с инкрустацией перламутром или другими породами дерева. В Туле всечка широко применяется при изготовлении бижутерии, в украшении шкатулок, рукоятей ножей и др.Примеры применения всечки в работах Борзова А.

www.rezbaderevo.ru

Имитация инкрустации дерева / Я

На шкатулке с бабочками я решила сделать инкрустацию металлом (кстати, это я решила уже в самом конце работы). Вторая шкатулка — инкрустация дерева деревом :) Нам понадобится: 1) Деревянная или фанерная заготовка. 2) Морилка, все цвета, что вам нравятся. У меня лиственница, дуб, палисандр, красное дерево. 3) Клей ПВА строительный. Клей должен быть густой — это важно. Жидкий клей подтечет даже под накленный трафарет, и четкого рисунка не будет, он смажется. 4) Спрей для временного крепления трафарета. 5) Шкурка. 6) Трафареты. 7) Акриловый лак. 8) Кисточка для морилки и резиновые шпатели. Заготовку не шкурим. Можно один раз покрыть светлой морилкой, высушить и прошкурить до легкого оттенка. На трафарет наносим спрей для временного крепления. Приклеиваем трафарет и шпателем наносим ПВА, выравниваем, чтобы не было наплывов. Если не планируете многослойное морение, то слой делайте потоньше. И, как я уже писала, клей должен быть густой. Иначе он подтечет доже под наклеенный трафарет, и четкого узора не будет. Открытые места на заготовке лучше заклеить строительным скотчем, чтобы клей не попал, куда не надо :) Аккуратно снимаем трафарет и даем просохнуть до прозрачности, просушивая каждую сторону. Трафарет моем и сушим после каждого использования. Вот тут уже видно, что ничего не видно :) Клей высох и стал прозрачным. Переходим на крышку. Все просушиваем. Покрываем шкатулку морилкой, сушим. Шкурим, делая акцент на узоре. Отшкуриваем морилку с узора до светлого состояния. Если хотите получить эффект свечения, то обязательно посмотрите мастер-класс Анастасии Гелла «Свечение в декупаже». Опять покрываем морилкой, сушим, шкурим, убирая постепенно объем клея и снимая с него морилку. И так, пока не получите нужный цвет дерева, меняя цвет морилки или усиливая его. В самом низу картинки шкатулки готовы к лакировке. Но я на этом не остановилась и решила одну из шкатулок сделать с имитацией инкрустации металлом. Эту шкатулку лаком не покрываем — это важно. Для этого нам понадобится: 1) Фольга для горячего золочения (трансферная фольга), у меня старое золото. 2) Утюг. 3) Канцелярские ластики. 4) Жесткая кисточка, шкурка. Нагреваем утюг, я ставила на лен. Ставим на него ластики и нагреваем. Фольгу кладем на узор и прижимаем горячим ластиком, постепенно проходимся по всему узору. Ластики надо часто менять — раз-два прижали… берем новый. Резинки нагреваются сильно и пальцы горят, лучше это делать в перчатках, но мне неудобно, я делаю так. Убрали фольгу, если где-то не попали, повторям процесс :) Вот такая грязюка получилась. Как только шкатулка остынет, берем жесткую кисть и начинаем «вычесывать» узор, можно круговыми движениями. Без лишних усилий, чтобы не стереть позолоту с узора. В тех местах, где щетка не берет (не подобраться), уголком шкурки аккуратно подчищаем. Можно, конечно, это сделать и через трафарет, но это только для крупного рисунка. Мелкий узор не получится сделать через него, так как высота трафарета просто не даст этого сделать. После того как вычистили весь узор, можно еще пройтись морилкой до нужного цвета, морилку с узора просто снимите салфеткой. Фольга не поталь — она не окисляется. После просушки покройте лаком. Ну и вот результат с одним слоем лака: Фото рисунка поближе: А это фото короба под кофе, он еще полностью не готов. Сфотографировала только боковину для примера. Заготовка из фанеры.

ya-superpuper.com

инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2 – Ярмарка Мастеров

Как и обещали, продолжение мастер-класса по созданию кулона с инкрустацией.Первую часть можно посмотреть здесь>>.

Следующий этап (13) – инкрустация изделия перламутровыми вставками. Мы вырезаем их из перламутровых раковин с помощью специального трубчатого сверла. Далее сверлим в изделии отверстия на глубину чуть меньшую толщины перламутра. И вставляем в них перламутровые кружочки на клей, подбивая очень аккуратно маленьким молоточком.

реммани

После перламутровых деталек сверлим отверстия под металлические вставки (гвоздики). Берём металлическую проволоку, кончик которой слегка окунаем в клей, и вставляем в отверстия, прижимая и одновременно откусывая с помощью маленьких бокорезов (14). После этого надо аккуратно подбить маленьким молоточком.

После того, как сделали все перламутровые и металлические вставки, счищаем лишний материал напильником, а затем обрабатываем поверхность изделия наждачной бумагой зернистостью от 120 до 400 от выступающих частей.

инкрустация

Настал черёд художественной подрезки (15). Наносим её рисунок карандашом, и начинаем изменять рельеф кулона круглой борфрезой. Нужный диаметр борфрезы можно подобрать на не очень нужной деревяшке. Затем нужно отшлифовать всё изделие вместе с подрезкой наждачной бумагой зернистостью от 400 до 800.

всечка

Осталось вставить перламутровые кабошоны. Мы делаем кабошон из тех же перламутровых вставок, придавая объёмную форму с помощью шлифовальных дисков на бормашинке (17).

тульская всечка

Затем сверлим отверстие нужного диаметра и очень аккуратно вставляем в него кабошон с помощью изогнутого пинцета на клей (16), стараясь не испачкать вставку и само украшение. Теперь шлифуем наждачной бумагой зернистостью до 1200 единиц и выше (18) в зависимости от материала и желаемого блеска.

интарсия   перламутр

Инкрустация украшения закончена. Теперь вставляем штифт и вешаем на него держатель кулона (бейл). Штифт (или пин) можно сделать из проволоки с помощью круглогубцев. Наносим на вставляемую часть пина риски бокорезами, чтобы он крепче держался в изделии, макаем в клей и вставляем в заранее высверленное отверстие (19).

кабошон

Мы наносим на обратную часть изделий термоклеймо – знак нашей мастерской (20).

художественная подрезка

В последнюю очередь пропитываем деревянное украшение специальным маслом. И вешаем на плетёный шнур ручной работы из 100% шёлка с фурнитурой из белого металла.

Авторское украшение из чёрного дерева с инкрустацией готово!

www.livemaster.ru

Как инкрустировать деревянное изделие металлом

Дерево плюс металл

Около двухсот лет назад в высокогорном аварском ауле Унцукуль возник уникальный художественный промысел - изготовление предметов из древесины с инкрустаций и насечкой металлом. Традиционными изделиями горских умельцев были предметы повседневного быта - ручки для кнутов, трубки, ступки с пестиком, мерки для муки, чаши, кубки, клюшки для стариков и т. д. Работы унцукульских мастеров всегда пользовались большим спросом. В начале ХХ века благодаря расширению внутренних и зарубежных рынков унцукульскую инкрустацию узнали широко в России и в зарубежных странах. Со временем аул Унцукуль превратился в центр редкостного искусства. В дореволюционный период горцы работали обособленно друг от друга. В 1924 году они были организованы в артель, которая переросла в фабрику художественных изделий. В настоящее время на фабрике работает более 150 человек.

Материалом для изделий унцукульских умельцев служит древесина, на которую наносят узор из металла. Составные части, из которых сплетаются узоры народных художников, немногочисленны. Это круглые металлические вставки-бляшки, вокруг которых забиваются тонкие проволочки, протянутые продольно и вколоченные торцом, а также мелкая ажурная насечка. Декоративный эффект достигается за счет разницы в массе плоскости вставок-бляшек и элементов насечки, что создает впечатление тающего, пульсирующего узора. Этому во многом способствует изгиб точеной или долбленой формы предметов, рождающей в один и тот же момент горящие блики и затененные полупрозрачные участки.

Искусство инкрустации дерева металлом - увлекательный вид декоративного творчества. Он не требует сложных инструментов и редких материалов и доступен для исполнения любителям.

Для изделий, готовящихся под инкрустацию, идет древесина с однородным строением, без ярко выраженных годичных слоев: кизил, абрикос, боярышник, грецкий орех, береза, а также ольха, осина и даже липа.

На начальных этапах овладения мастерством инкрустации с насечкой потребуется металл четырех разновидностей по форме. Во-первых, плоские круглые бляшки диаметром примерно 8 - 12 мм. Их можно вырубить из листового материала с помощью стальных трубок-шаблонов, режущий край которых остро отточен. Затем, четырехгранная проволока для контурных дорожек. В сечении она представляет собой прямоугольник 0,5 Х 1,5 мм. В домашних условиях такие полоски можно получить, если срезать слесарными ножницами проволока круглая в сечении. Она торцом вколачивается древесину. Диаметр ее около 1 мм. И наконец, гибкая полоса для насечки, представляющая собой тонкую (около 0,2 мм) металлическую ленту шириной 5 - 6 мм.

Материалы названных размеров пригодны для инкрустации предметов малой и средней величины (трубки, трости, кубки, блюда). Для более массивных изделий вставки, естественно, должны быть крупнее, чтобы выдержать необходимую соразмерность величины предмета и элементов его декора.

Сами деревянные предметы могут быть изготовлены тремя способами: токарным, столярным и долблением. В зависимости от этого нужен соответствующий инструмент.

Конечно, не каждый любитель имеет доступ к станкам или верстакам. Это создает определенные трудности в изготовлении самих изделий. Здесь можно порекомендовать обратиться в сувенирные отделы магазинов, где всегда в большом выборе имеются деревянные шкатулки, ларцы, хлебницы, блюда, подсвечники, трубки, табакерки и т. п. Гладкие поверхности этих изделий можно обогатить металлической инкрустации.

Из специальных приспособлений для инкрустации самодеятельному художнику понадобятся следующие: нож-резец (Рис.1) для подготовки канавок под проволочную дорожку. Наиболее подходящим, пожалуй, будет нож-косячок (тип сапожного ножа), издавна применяемый резчиками по дереву. Ножом-косячком делают продольные прорези.

Канавки по окружности вырезают циркулем-резцом. Его можно изготовить из старых ножниц, у которых особым образом затачивают концы: один становится опорной иглой, другой - острием резца. Соединительный винт наглухо заклепывают, ушки ножниц срезаются, и на их месте закрепляют шаровую ручку. Сколько диаметров дуг и окружностей в узоре, столько нужно изготовить циркулей-резцов. Если есть возможность, целесообразнее обзавестись одним циркулем с раздвижными ножками. При необходимости таким инструментом можно сделать прорезь любого диаметра.

Рис. 1 Инструменты для инкрустации металлом: торцевой нож-резец, универсальный циркуль-резец.

Углубление под металлическую бляшку выполняют дрелью со сверлом типа "перка". В продаже они встречаются одного диаметра - 25 мм. Если потребуется меньший или больший диаметр, нужно самостоятельно выточить необходимый инструмент.

Прорези под насечку делают торцевым ножом-резцом. Он представляет собой стальную полоску, вставленную в небольшую шаровую ручку. Его режущая часть заточена на конус.

Элементы инкрустации вколачивают в древесину легким металлическим молоточком на длинной ручке. Полоски металла отрезают с помощью небольших слесарных ножниц. Отверстия под вставки-гвоздики накалываются обычным шилом. Работа по выполнению инкрустации несложна, хотя и требует определенного навыка. На деревянную заготовку, которой придана необходимая форма, наносят узор. По его контурам ножом-косячком делают продольные прорези, а циркулем-резцом процарапывают окружности и дуги. В подготовленные прорези вставляют узкой кромкой и постепенно вколачивают в древесину прямоугольную проволоку: инкрустация выглядит качественной, если проволока будет тянуться непрерывной нитью без разрывов, лишь с одним соединительным швом.

Насечку (частую металлическую штриховку) выполняют следующим образом: торцевым ножом-резцом делают укол в дерево. Остается тонкая щель, в которую до упора торчком вставляют металлическую полоску. Затем срезают выступающую часть, а выглядывающий из древесины кончик металла вколачивают ударом молотка. Нельзя допускать, чтобы полоска загнулась. В древесине должен просматриваться лишь тонкий торец вбитой полоски. Вообще работа по насечке требует большого навыка. Вначале почти каждая пластинка будет загибаться под ударом молотка, но постепенно приобретается необходимый опыт, и работа будет доставлять большое удовольствие.

Приемы работы: в прорезь вдавливается кончик металлической ленты, обрезается несколько выше поверхности древесины и затем отрезанный кусочек вколачивается до конца.

Вколотить бляшки не представляет сложности. Их вставляют в подготовленные углубления, затем шилом прокалывают два или несколько отверстий, в которые вбивают отрезки круглых проволочек из того же металла, что и бляшки. Если вставки из прочного металла и их шилом не проколоть, то отверстия сверлят, а затем в них забивают проволочки-гвоздики.

Круглые гвоздики на бляшки не только удерживают ее в дереве, но часто служат дополнительным декором к дорожкам, насечкам, круглым вставкам. Порой только они заполняют большие плоскости предметов. Насечкой, бляшками и гвоздиками не ограничивается разнообразие фигур, которыми инкрустируют дерево. Хорошим справочником при поисках таких декоративных заполнений могут быть открытки с изображением старинных русских пряников, поверхность которых украшена богатейшими народными узорами в виде своеобразных елочек, птичек, змеек, витеек, веревочек, плетенок, сеток и других.

После того, как собственно инкрустация металлом закончена, готовый узор зачищают широким личневым напильником, а затем шлифуют наждачной бумагой.

Чтобы металлический узор выглядел более эффектно, изделие покрывается темной протравой. Для той же цели можно применить черную тушь. На темной поверхности тонкий, как кружево, металлический узор выглядит весьма выразительно.

По окончании сушки после протравы изделие осторожно протирают самой мелкой наждачной бумагой, счищая поднявшийся древесный ворс и одновременно восстанавливая, оживляя блеск металлического плетения. Часто при шлифовании металлических вставок снимается темная краска с фона, и он начинает пестрить белыми проплешинами. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать древнейший шлифующий материал - хвощ (его можно купить в аптеках). Он легко снимает краску с металла, а на дереве она остается в сохранности. Рубленный хвощ насыпают на поверхность и ватным тампоном производят шлифовку вдоль древесных волокон.

Последняя отделочная операция - лакирование. Перед ней в тыльную часть предмета ввинчивают подвесной крючок. За него держат изделие, когда его окунают в ванну с лаком, а затем подвешивают для просушки. Лак может быть полиэфирным, нитроцеллюлозным, спиртовым, смоляным. Покрытие нужно производить два-три раза, чтобы получить равномерно блестящую поверхность. При этом каждый слой должен быть хорошо просушен и прошлифован.

Техника инкрустации с насечкой может применяться вполне самостоятельно в декоративных орнаментах или стилизованных изображениях птиц, животных, людей или же в сочетании с плоскорельефными резьбами, деревянной мозаикой, чеканкой. Крупные вставки-бляшки можно гравировать или наносить на них травленый узор.

Иногда используют чисто контурное изображение без насечки и бляшек с применением одной лишь прямоугольной проволоки-дорожки или, наоборот, весь узор может быть выбит торцевыми гвоздиками.

Техника инкрустации с насечкой раскрывает перед мастерами большие возможности для творческого поиска. В одном узоре, например, допустимо сочетание нескольких видов металла (медь, латунь, бронза, алюминий, серебро). Следует иметь в виду, что эта техника более приемлема для выпуклых или вогнутых поверхностей. Что же касается плоскости, то ее можно подготовить под инкрустацию металлом, слегка завалив от центра к краям напильником или рубанком. Этим будет достигнута кривизна, выявляющая декоративные свойства металла.

Знакомство с техникой инкрустации, с насечкой, рожденной в высокогорном дагестанском ауле, явится великолепным вкладом в арсенал выразительных средств художников-любителей. Самостоятельная работа и изучение классических образцов представит им возможность самим соприкоснуться с искусством, составляющим художественное богатство народов нашей страны.

tehnosvalka.narod.ru

Резьба по дереву: инкрустация | Художественные техники

ИнкрустацияСложный вид обработки древесины — инкрустация. В практике художественной обработки древесины наблюдается как чистая инкрустация, так и сочетание ее с трехгранно-выемочной резьбой. Инкрустацией украшают мебель, шкатулки, тарелки, браслеты и т. п.

Смысл инкрустации заключается в том, что на поверхность отделочных изделий врезают пластинки или кусочки разного материала (золота, серебра, многих видов древесины, перламутра, пластмассы).

Рейсмус и кругозор для инкрустации

Рейсмус и кругозор для инкрустации

Для выполнения инкрустации требуются специальные инструменты: резаки, стамески и долота различных профилей, рейсмус, сверла различных диаметров, перо-разметчик и циркули.

Материалом под набор орнамента зачастую берут грушу, бук и клен. Древесину не протравливают красителями.

Для вставок, как правило, пользуются материалом природного цвета и лишь изредка его подкрашивают. Из одной породы древесины можно подобрать не только разные тона, но и цвета. Если требуется черный цвет — берут темный орех и протравливают в дубовой коре с опилками железа или ржавчиной течение двух-трех суток. Можно получить любой цвет древесины, близкий к естественному, если варить тоненькие пластинки груши в анилиновых красителях. Для создания инкрустации брусочки подобранной древесины нарезают пластинками толщиной 2-3 мм.

Сверла для инкрустации

Сверла для инкрустации

Порядок создания инкрустации таков: на подготовленную доску циркулем или пером-разметчиком наносят орнамент или другой нужный рисунок. После того, как рисунок перенесли на изделие и разметили все части, переходят к инкрустации. Сначала прорезают прямые линии, между которыми надо вставить полоску другой древесины, и выбирают древесину между прорезями на глубину 2-3 мм. Прямые линии на ровных плоскостях изделия прорезают специально приспособленным рейсмусом, в его подвижной брусок установлено два ножа-резака на нужном расстоянии. Этим рейсмусом с заготовленной дощечкой определенного цвета вырезают полоску чуть длиннее, чем нужно, затем, применяя стамеску или нож, отрезают до нужной длины. Готовую полоску смазывают столярным клеем и вставляют в заготовленное гнездо. Чтобы выложить лепестки цветков или «пшеничку», пользуются кругоподобным долотом. Дугу с двух сторон обрезают, затем тоненькой стамеской выбирают углубление.

Так же вырезают вставку из цветной древесины. Намазав деталь клеем, вставляют в заготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молоточком.

Трехгранно-выемочная резьба для инкрустации

Трехгранно-выемочная резьба для инкрустации

Чтобы вложить круглую вставку, берут парные сверла нужного диаметра для внешнего обреза, внутренней стороной высверливают кружочек на изделии, внешним — вставку из другой древесины. Выбирают обрезанный кружок стамеской малых размеров.

Если же нужно выложить несколько кружочков, то сначала вставляют на клею кружочек большего диаметра. Лучше в таких кружках мазать только края, чтобы легче было вынимать нужно гнездо. Затем прорезают и вынимают кружочки меньших радиусов. Эту операцию повторяют столько раз, сколько должно быть вставлено кружочков, в центр вставляют бисер или медный провод. Прилегающие детали смазывают столярным клеем и довбивают молотком. Когда клей высохнет, выступы над поверхностью зачищают напильниками и наждачной бумагой. После шлифовки (мелкой наждачной бумагой) поверхность изделия покрывают лаком или полируют.

arttechnika.info

Инкрустация проволокой по древесине

Тема урока: Инкрустация проволокой по древесине.

Цель: формирование практических навыков и умения инкрустации проволокой по древесине;

Задачи:

1.раскрыть содержание понятия «инкрустация»

2. познакомить с технологией данного вида инкрустации;

3. научить приемам работы инкрустирования проволокой;

4.развивать   стремление добиваться поставленной цели.

 

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Я очень рад вас видеть. Сегодня урок технологии проведу у вас я, зовут меня Владимир Михайлович.

Это ваши заготовки,

Не простые, в них секрет.

Надо нам работать ловко.

Чтоб узнать, в чем здесь ответ

 

Поднимите кружок красный,

Кто трудиться так согласный.

У кого сомненья в этом,

Поднимите кружок синим цветом.

 

2.Актуализация знаний

А теперь предлагаю вам ответить на такие  вопросы:      

- К каким породам  (мягким или твердым) относится древесина  липы?

- Перечислите инструменты и приспособления, применяемые при работе с проволокой?

- А знаком ли вам  инструмент   ШИЛО? Если ДА, то, скажите, пожалуйста, в каких работах вы его применяли?

 

3.Цель урока

 

  Ребята, я задал вам эти вопросы не просто так, а потому, что сегодня мы будем с вами заниматься ИНКРУСТАЦИЕЙ. Вам знакомо значение этого термина? Я вижу, этот вопрос вызвал  у вас затруднения.           

Хорошо, давайте  попробуем в этом разобраться

 

Заготовки вам известны?

Инструмент пред вами весь

Знать от вас мне интересно

Что мы будем делать здесь?

 

Отвечать вы не спешите

 Еще раз все посмотрите,

А когда словарь возьмете

Ответ точный в нем найдете

 

Молодцы!

  Теперь вы представляете, что за работа нам предстоит?

И  какова цель нашего урока?    

Правильно! Мы будем заниматься инкрустацией проволокой по древесине,  а именно ….  а  что именно, мы узнаем в конце урока

 

  4. Первичное усвоение новых знаний.

 

У вас на верстаках находятся инструменты, приспособление и проволока, которые нам будут нужны при выполнении этой работы, назовите их. (молоток, плоскогубцы, шило, приспособление  для гибки проволоки)

Будем выполнять работу по такому алгоритму:     

 

1. Готовим заготовку из проволоки (делаем отгибы с двух концов).

2. Прикладываем её к заготовке из древесины (доске) и намечаем места углублений под отгибы.

3. Устанавливаем  отгибы в углубления.

4. Уплотняем с поверхностью доски.

5. Подбиваем проволоку по контуру линии разметки.

 

Все эти операции повторять по всей разметке по порядку и последовательно.

 

А сейчас, ребята я предлагаю вам поделиться на три группы, для выполнения практической работы. Позвольте сегодня мне сделать это самому. 1 ряд-  1группа; 2 ряд-   2группа; 3 ряд- 3группа.

 

5. Инструктаж по технике безопасности.

Чтоб к работе приступить

Что нам надо повторить?

Верно, в работе всегда таятся опасности

Если не знаешь правил техники безопасности

Они так важны, всегда и для всех

От них зависит ваше здоровье и в работе успех.  

 

  • поддерживать порядок на рабочем месте;
  • работать только исправным инструментом;
  • запрещается ударять по ручке шила молотком;
  • не проверять остриё шила пальцами;
  • запрещается класть шило в карман халата;
  • передавать шило товарищу только ручкой от себя;

        -     держать проволоку так, чтобы пальцы были на безопасном расстоянии от места удара молотком

 

6. Практическая работа

А сейчас, приступаем к  выполнению практической работы.

7. Домашнее задание

По памяти нарисуйте этот  рисунок и раскрасьте.

8.Рефлексия.

Подведем итог урока.

Какую цель вы себе ставили в начале урока?

Вы достигли этой цели?

 Какие новые знания и умения  вы сегодня приобрели? 

 

Молодцы, ребята, всем спасибо. Урок закончен. Обменяйтесь рукопожатиями и поблагодарите друг друга за работу.    

Просмотр содержимого документа «Инкрустация проволокой по древесине»

Конспект урока

Предмет: технология

Класс 5

Тема урока: Инкрустация проволокой по древесине.

Цель: формирование практических навыков и умения инкрустации проволокой по древесине;

Задачи:

1.раскрыть содержание понятия «инкрустация»

2. познакомить с технологией данного вида инкрустации;

3. научить приемам работы инкрустирования проволокой;

4.развивать стремление добиваться поставленной цели.

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Это ваши заготовки,

Не простые, в них секрет.

Надо нам работать ловко.

Чтоб узнать, в чем здесь ответ

Поднимите кружок красный,

Кто трудиться так согласный.

У кого сомненья в этом,

Поднимите кружок синим цветом.

2.Актуализация знаний

А теперь предлагаю вам ответить на такие вопросы:

- К каким породам (мягким или твердым) относится древесина липы?

- Перечислите инструменты и приспособления, применяемые при работе с проволокой?

- А знаком ли вам инструмент ШИЛО? Если ДА, то, скажите, пожалуйста, в каких работах вы его применяли?

3.Цель урока

Ребята, я задал вам эти вопросы не просто так, а потому, что сегодня мы будем с вами заниматься ИНКРУСТАЦИЕЙ. Вам знакомо значение этого термина? Я вижу, этот вопрос вызвал у вас затруднения.

Хорошо, давайте попробуем в этом разобраться

Заготовки вам известны?

Инструмент пред вами весь

Знать от вас мне интересно

Что мы будем делать здесь?

Отвечать вы не спешите

Еще раз все посмотрите,

А когда словарь возьмете

Ответ точный в нем найдете

Молодцы!

Теперь вы представляете, что за работа нам предстоит?

И какова цель нашего урока?

Правильно! Мы будем заниматься инкрустацией проволокой по древесине, а именно …. а что именно, мы узнаем в конце урока

4. Первичное усвоение новых знаний.

У вас на верстаках находятся инструменты, приспособление и проволока, которые нам будут нужны при выполнении этой работы, назовите их. (молоток, плоскогубцы, шило, приспособление для гибки проволоки)

Будем выполнять работу по такому алгоритму:

1. Готовим заготовку из проволоки (делаем отгибы с двух концов).

2. Прикладываем её к заготовке из древесины (доске) и намечаем места углублений под отгибы.

3. Устанавливаем отгибы в углубления.

4. Уплотняем с поверхностью доски.

5. Подбиваем проволоку по контуру линии разметки.

Все эти операции повторять по всей разметке по порядку и последовательно.

А сейчас, ребята я предлагаю вам поделиться на три группы, для выполнения практической работы. Позвольте сегодня мне сделать это самому. 1 ряд- 1группа; 2 ряд- 2группа; 3 ряд- 3группа.

5. Инструктаж по технике безопасности.

Чтоб к работе приступить

Что нам надо повторить?

Верно, в работе всегда таятся опасности

Если не знаешь правил техники безопасности

Они так важны, всегда и для всех

От них зависит ваше здоровье и в работе успех.

  • поддерживать порядок на рабочем месте;

  • работать только исправным инструментом;

  • запрещается ударять по ручке шила молотком;

  • не проверять остриё шила пальцами;

  • запрещается класть шило в карман халата;

  • передавать шило товарищу только ручкой от себя;

- держать проволоку так, чтобы пальцы были на безопасном расстоянии от места удара молотком

6. Практическая работа

А сейчас, приступаем к выполнению практической работы.

7. Домашнее задание

По памяти нарисуйте этот рисунок и раскрасьте.

8.Рефлексия.

Подведем итог урока.

Какую цель вы себе ставили в начале урока?

Вы достигли этой цели?

Какие новые знания и умения вы сегодня приобрели?

Молодцы, ребята, всем спасибо. Урок закончен. Обменяйтесь рукопожатиями и поблагодарите друг друга за работу.

multiurok.ru