Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Хохлома как традиция. История возникновения. Хохлома в круге


Золотая хохлома (к теме будущего флешмоба) / Флудилка / Бусинка

Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок.

Флудилка: Золотая хохлома

Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении росписи на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности.

Флудилка: Золотая хохлома Флудилка: Золотая хохлома

Традиционными элементами хохломской росписи являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

Флудилка: Золотая хохлома

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из дерева, ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» — чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла (олифы). Для этого в миску с олифой окунается специальный тампон, изготовленный из вывернутой наизнанку телячьей или овечьей кожи, и затем быстро втирается в поверхность изделия так, чтобы льняное масло распределилось равномерно. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи. В течение суток деревянное изделие покрывают олифой до 3-4 раз. Последний слой сушат до так называемого «небольшого отлипа»: имеется в виду, что нужно поймать тот момент, когда олифа еще слегка прилипает к пальцам, но уже не пачкает их.

На следующем этапе выполняют лужение – втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную при помощи кожаного тампона. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета.

Хохломские орнаменты

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения. При верховой росписи рисунок наносится непосредственно на металлизированную поверхность, в росписи же «под фон» наносится фон, а рисунок остается не закрашенным, при этом такой рисунок может быть дополнен так называемой припиской – мелким узором поверх фона.

Следует отметить, что роспись «под фон» более сложная, такой росписью в старину украшали эксклюзивные подарочные изделия, например, шкатулки для дворянок, и дорогую мебель.

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды.

Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек.

Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой.

Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне.

Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля.

www.youtube.com/watch?v=RuKCZRPDQXo

www.youtube.com/watch?v=lUAmIUSVrro

Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Флудилка: Золотая хохлома

Флудилка: Золотая хохлома

Флудилка: Золотая хохлома

Флудилка: Золотая хохлома

Интерьер под хохлому

Почему-то в последнее время очень часто, рассуждая об интерьерах в народных (этнических) стилях, люди начинают представлять себе какие-то невообразимые экзотические вещи: маски африканских аборигенов, заморские циновки под ногами, красочные японские ширмы и даже бонсай, произрастающий в плошке. Конечно, все это хорошо, и культурные традиции других народов могут быть не менее привлекательны, чем русские. Но временами становится обидно за то, что мы, к сожалению, очень редко вспоминаем о дизайне интерьера, выполненном в исконно русском стиле, который, надо признать, не менее, а порой и более оригинален и этничен, чем чужеземные веяния интерьерной моды.

Флудилка: Золотая хохлома

Дизайнеры утверждают, что оформить интерьер в русском стиле – задача не из легких, где порой так непросто избежать крайностей и «не перегнуть палку». Ведь по неосторожности можно запросто превратить свой дом в краеведческий музей или сувенирную лавку. Главное здесь подобрать ключик к своему интерьеру, и тогда русские мотивы заиграют в нем яркими красками.

Флудилка: Золотая хохлома

Флудилка: Золотая хохлома

Что касается хохломской росписи, то ее можно смело назвать беспроигрышным вариантом для создания красочного и колоритного дизайна интерьера. Однако здесь нужно отметить, что хохлома в интерьере достаточно требовательна к окружению, она не всегда, не везде и не ко всему подходит. Конечно, находятся и такие любители русского народного стиля, которые заказывают себе полностью «хохломские» комнаты, однако, повторимся, делать это нужно с осторожностью.

Флудилка: Золотая хохлома

В некоторых помещениях хохломская роспись будет уместна во всяком виде и практически без ограничений, например, детская комната и кухня. Здесь в хохломском стиле можно украсить не только стол и стулья, но и стиральную машинку, и холодильник и даже компьютер, что сегодня случается нередко. Понятно, что для нанесения подобных рисунков на бытовую технику использовать «натуральный» способ изготовления хохломской росписи не предоставляется возможным, поэтому здесь можно воспользоваться более современными методами, например, аэрографией.

Флудилка: Золотая хохлома

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью, может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает Ремонт позитивный, является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек. А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

Флудилка: Золотая хохлома

Флудилка: Золотая хохлома

businka.org

Хохлома как традиция. История возникновения – Ярмарка Мастеров

Хохлома - это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.

хохлома, обереги

Давайте-ка с ней познакомимся

история возникновения, подкова

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

история, подкова на удачу

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

интересные факты, подкова на счастье

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

Основы орнаментов:

На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».

новые работы, подароктрадиции, сувенир

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

русские традиции, сувениры и подарки

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.

Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

русские сувениры, золото

В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.

славянский стиль, роспись

Иметь в доме изделие с Хохломской росписью - значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.

славянские традиции, ручная роспись

В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.

Спасибо,что прочитали эту статью

С уважением JulyaUlya

www.livemaster.ru

Урок- презентация обобщение опыта на тему "Хохламская роспись.Зарисовка элементов в круге"

Художественная роспись по дереву. Золотая Хохлома

ЦЕЛЬ:1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству,чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Задание:

украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.

Материалы:формы для раскрашивания,гуашь, акварель, большие и маленькие кисти,

баночка для воды, салфетка, простой карандаш.

Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы,

таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись», презентация «Хохломская роспись».

Содержание:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

  1. Из истории возникновения и развития Хохломской росписи.

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Хохломская роспись - это видхудожественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью.Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.

  1. Рассматривание образцов изделий (выставка работ).

  1. Презентация: (приложение №1)

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

Два приема письма:

верховое письмо,где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

  • цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

  • основной элемент узора: «травка»

листья, цветы, ягоды,

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

  1. Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»). (в приложении №1)

  2. Практическая работа: работа над композициями.

6.Викторина «Золотая хохлома»

- Где и когда возникла Хохломская роспись?

- Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

- Основной элементХохломской росписи?

- ЭлементыХохломской росписи?

- Цветовая палитра Хохломской росписи?

- Композиционное построение рисунка?

- Орнамент, декор, украшение?

7. Викторина «Народные промыслы» (приложение №2)

8. Выставка работ. Подведение итогов. (приложение №3)

Заключение.

При работе над данным проектом:

Список литературы:

  1. В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

  2. В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

  3. С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

  4. Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

  5. Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома.Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

приложение №1

приложение №2

приложение №3

Приложение №3

Литературный ряд

Золотая Хохлома.

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

- Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

«Мир волшебной хохломы»

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

infourok.ru

Хохлома — Славянская культура

Хохлома

Хохлома — это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента.  

Хохлома

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров.

Хохлома

Виды хохломской росписи

При "верховом" письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: - "травная" роспись; - роспись "под листок" или "под ягодку"; - роспись "пряник" или "рыжик".

Разновидностью "фоновой" росписи является "Кудрина".

"Травная" роспись напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоуч, луговик и др. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. Орнамент из волнистых тонких стебельков объединяются в ритмический узор, похожий на колеблемые ветром травы. Прихотливо изгибаясь, эти травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» — дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента

Приемы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создает множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха (или курочки), который восседает на "древе" или клюет с него ягоды.

Хохлома

"Под листок" или "под ягодку" - письмо, в которое, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы. Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы ромашки, колокольчика, тюльпана, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.

Основу росписи "под листок" составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, крыжовник, клубника, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с "травкой" она многоцветнее. Например, если в "травной" росписи используют в основном черный и красный цвет, то в росписи "под листок" или "под ягодку" мастера пишут листочки зелеными, а также в сочетании с коричневым и желтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зеленой, красной, коричневой красками. 

Хохлома

Пряник" или "рыжик"- еще одна своеобразная разновидность росписи, которая относится у "верховому" письму, ее выполняют обычно внутри чаши или блюда. "Пряник" — это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, украшенная кустиками в углах, а в середине прямоугольника - "большой рыжик" - солнце. Хохломичи "пряник" называют "косовик", так как из его углов растут пучки трав, словно косы.

"Росписи "пряниками" или "рыжиками" более просты и условны, чем "травные"; когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце с завитыми по кругу лучиками-травинками находится в постоянном движении. Рисунки "верховой" росписи создаются легкими мазками кисти, сквозь которые мерцает золото фона. 

Роспись "под фон" начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской — чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоемкий процесс и ценились выше 

Похожие статьи:

Ремесла → Матрешка

Ремесла → Виды хохломской росписи

Видеоролики → Хохлома. Семёнов и Городец

Ремесла → О Матрешке

Ремесла → Столица деревянной ложки

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Значение модного узора хохлома

Такое слово как «хохлома» известно многим, а некоторые даже знают, что оно обозначает. Это уникальные узоры, пришедшие к нам из средних веков. А как выглядит такая роспись? И где она используется?

Что это такое?

Хохлома – это старинный русский промысел, который впервые появился в Нижнем Новгороде в XVII веке. Изначально такая роспись использовалась для обработки или декора мебели и посуды, изготовленных из дерева. Но сегодня она получила более широкое распространение.

Немного истории

История хохломской росписи уходит корнями в средние века. Если верить одной из легенд, то давно в нижегородских лесах на берегу реки жил человек. Никто не знал, как он появился в этих краях, но многие успели выяснить, что он был умельцем.

Этот человек вырезал из дерева посуду и раскрашивал её так, что казалось, будто бы она сделана из золота. Царь велел найти мастера и привести. Но тот исчез в неизвестном направлении, но обучил росписи всех жителей окрестных деревень.

По другой версии, идея такой росписи принадлежит старообрядцам. Также есть мнение, что хохлома появилась ещё до старообрядчества. Так или иначе, но сегодня родиной такого ремесла считается посёлок Ковернино, расположенный в Нижнем Новгороде.

Как создаются изделия?

Технология изготовления изделий с хохломской росписью непроста. Сначала из дерева изготавливаются грубые заготовки-бруски (это называется «бить баклуши»). Затем мастер, используя токарный станок, резцом удаляет все излишки древесины. Постепенно заготовка приобретает очертания будущего изделия, а затем получает конечную нужную форму.

Далее заготовки грунтуются очищенной жидкой глиной, после чего сушатся в течение 7 или 8 часов, а потом покрываются олифой (льняным маслом) в несколько слоёв. При этом мастер окунает в масло приготовленный из телячьей или овечьей кожи тампон, которым втирает олифу в поверхность, равномерно распределяя её по всей заготовке.

Когда масло высохнет «до отлипа» (это состояние, при котором поверхность подсохла, но всё ещё немного прилипает к пальцам), начинается следующий этап – лужение. В изделие втирается алюминиевый порошок, который придаёт зеркально-серебристый блеск.

Далее начинается всё самое интересное, а именно роспись. Мастера используют масляные краски красного и чёрного цветов (они считаются основными), а также зелёного, жёлтого, белого и коричневого.

Причём настоящие умельцы никогда не рисуют контуры, а сразу же наносят рисунок. Обычно для создания рисунков используется несколько специальных приспособлений: кисть (ею наносятся тонкие изящные узоры) «ляпушка» и «тычок» (кусочек овечьей шерсти), которыми мастера рисуют основания цветов и ягоды, а также трафареты, применяемые для нанесения геометрических орнаментов.

Когда изделие полностью раскрашено, его в несколько слоёв покроют лаком, а затем поместят в печь, нагретую примерно до 150 градусов, и оставят там на несколько часов. В результате образуется лаково-масляная золотистая тонкая плёнка, а поверхность приобретёт глянцевый блеск и красивый оттенок.

Как выглядят узоры?

Хохломские русские и украинские узоры выполняются в природной тематике и состоят из растительных элементов, например, ягод и травинок. Все они на фото и в жизни выглядят мило и нежно, что обусловлено отсутствием острых углов и прямых чётких линий. Преобладают завитки, спиральки, мягкие линии.

Существует две основных техники создания узоров: верховая и фоновая. При первой мастер наносит ажурные рисунки чёрной или красной краской на фон изделия. При фоновой технике фон может быть чёрным или красным, а сами рисунки наносятся золотой краской и некоторыми другими.

Выделяют несколько групп орнаментов:

  • Травяная роспись. Преобладают растительные орнаменты, которые выглядят как полевые и луговые травы. Могут встречаться колоски, завитки, стебельки и так далее.
  • Роспись «под ягодку» или «под листок». В данном случае в росписи можно увидеть овальные листочки, цветы, а также ягодки. Такой узор более интересен и сложен.
  • «Пряник». Обычно в центре изделия рисуется геометрическая фигура (квадрат или ромб), которая украшается завитками, травинками, ягодками, цветочками. В центре фигуры рисуется символическое солнце.
  • «Кудрина». На красном или чёрном фоне располагается множество завитков, нарисованных золотистой краской.

Основные элементы росписи:

  • Осочка. Она похожа на скобку и рисуется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.
  • Капелька. Кисть просто прикладывается к бумаге.
  • Травинка – это мазок кисти с плавным незначительным утолщением в середине.
  • Усик – непрерывная линия одной толщины, закрученная в спираль.
  • Завиток. Этот элемент выполняется как усик, но закручивается меньше, а в его середине имеется значительное утолщение.
  • Кустик состоит из нескольких травинок, капелек, усиков, осочек и завитков, размещённых симметрично.
  • Ягодка рисуется полоской бумаги, свёрнутой в трубочку.

В одежде

Сегодня хохлома – это очень модный узор, который используется не только мастерами деревянного промысла, но и дизайнерами мебели и одежды. Например, известный дизайнер Денис Симачёв выпустил целую линию, украшенную хохломскими орнаментами. Его одежда выглядит стильно, молодёжно и ярко, благодаря чему пользуется огромной популярностью.

Теперь вы знаете о хохломе всё.

brjunetka.ru

Виды хохломской росписи — Славянская культура

Виды хохломской росписи

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким».  

В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии. Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой. Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точёной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник чётко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам.

На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое». При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.

Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли. 

Похожие статьи:

Ремесла → Деревянная посуда Руси

Видеоролики → Хохлома. Семёнов и Городец

Ремесла → Столица деревянной ложки

Ремесла → О Матрешке

Ремесла → Матрешка

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Хохлома: от старины до современности

Хохлома: орнамент

Хохлома: орнамент

Старинная история хохломской росписи

В музеях сохранились вещи, рожденные в Хохломе на рубеже XVIII— XIX веков. Это образцы подлаковой росписи: чашки, братины, кружки и туески. На них лишь неширокие золотистые пояски. Видимо, порошок серебра, который тогда использовали мастера, был слишком дорогим для деревянной посуды. Но лучшие изделия той поры восхищают нас тем, как свободно владел кистью мастер, как поэтично он мыслил, как по-своему передавал красоту русской природы. Итак, как же развивалось золотое искусство Хохломы в ХIХ-ХХ веках?

В первую половину XIX века в хохломской росписи происходят заметные изменения. В это время мастера вместо серебра начинают применять дешевое олово. Присыпанная таким порошком деревянная поверхность при обжиге становилась такой же золотистой, как и посеребренная. Теперь мастера уже полностью окрашивают стенки братин, чашек, солониц и поставцов. Рисунок «травки» позволяет эффектнее использовать «золотую» окраску. Художники учатся писать орнамент на золотом фоне, отказываются от использования красок, которыми они писали прежде. Вместо синей, голубой, розовой, зеленой и коричневой красок теперь основными цветами становятся красный, черный и золотой.

Одно время говорили, что мастера Хохломы используют эти три краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Но это лишь одна из причин. Коричневая, желтая и зеленая краски тоже не меняют свой цвет при высокой температуре. Но они не дают такого удивительного декоративного эффекта, как сочетание красного, черного и золотого. Красный цвет придает золоту большую теплоту, а благодаря черной краске золотой фон кажется светлее и ярче.

«Поддельный» золотой фон было невыгодно обнажать большими частями — он уступал «настоящему» и по яркости, и по теплоте. Поэтому хохломские художники постепенно пришли к рисункам, в которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами. Теперь большое значение приобрела широта письма, свободное владение мастером кистью. Выполняя узор «от руки», мастер учился свободно менять орнамент, сходу придумывать новые сочетания.

А форма? Расписать большое круглое блюдо — одно дело, высокий поставец цилиндрической формы — другое, а ложку — третье.

Рисунки на чашках и блюдах мастера строили, учитывая приемы композиции в круге. Художники выделяли дно, рисуя в центре розетку с расходящимися лучами — солнце, на крупных вещах рисовали еще вокруг розетки квадрат или ромб с мягко закругленными углами, который называли «пряником». А вокруг писали узор, связанный с движением кисти по кругу.

На поставцах и солоницах, имеющих цилиндрическую форму, мастера писали четыре «цветка» или «древа» — два красных и два черных.

Используя традиционные мотивы и типовые композиции, даже рядовые художники создавали высокохудожественные произведения, никогда не превращаясь в копиистов.

Промысел развивался с каждым десятилетием все шире и шире. Уже в середине-XVIII века жители нескольких десятков деревень занимались хохломской росписью. Токарную деревянную посуду развозили на баржах по Волге во все концы страны и за ее пределы. В конце XIX века в Хохломе создавалось много самых разнообразных изделий — большие «артельные» блюда, тарелки, солонки, совки для муки.

Мастера расписывали лукошки для ягод, дуги, прялки, короба для хранения веретья. В деревнях тогда сложилось разделение труда: в одной заготавливали древесину, в других точили деревянную посуду, в третьих расписывали ее. Скупщики за бесценок покупали готовые изделия, а потом продавали их втридорога. А некоторые скупщики содержали свои мастерские, где по многу часов подряд работали токари, ложкари и красильщики.

Почти в каждой деревне были мастера, сочинявшие новые узоры. И сегодня память жителей села Новопокровское хранит их имена: Иван Красильников, Михаил Красильников, Яков Марусин.

На рубеже XIX—XX веков наступили для Хохломы тяжелые времена. Спрос на деревянную расписную посуду упал, рынок наводняла фабричная продукция. В годы русско-японской и первой мировой войн закрывались красильни, мастера уходили на фронт.

Попытались было приспособить промысел ко вкусам городских покупателей. Так стали в Хохломе писаться изделия «под старину». Появились стилизованные «а-ля рус» столы и буфеты, стулья и диваны с головами лошадей, ковши, похожие по форме на змей и драконов. Расписывая их, художники стали искажать традиционные мотивы росписи «под фон» и «Кудрины». Мастера стали использовать трафареты, модный орнамент «славянской вязи» невозможно было писать традиционными приемами. «Травка» получила название «мужицкого» рисунка.

Хохлома. Возрождение древнего промысла

После революции началось возрождение древнего промысла. Был опубликован декрет, подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым, в котором намечались меры содействия кустарной промышленности. Все предприятия мелкой кустарной и ремесленной промышленности были объявлены не подлежащими ни конфискации, ни национализации. Мастера Хохломы становятся членами первых кустарных артелей. Большое значение приобретает мастерская Красильниковых — продолжателей династии знаменитых хохломских художников. А специальная школа в Семенове по обработке дерева помогает художникам развивать лучшие традиции промысла, бороться против засилья псевдорусского стиля, искать новые мотивы и орнаменты. Сегодня работы, выполненные много десятков лет назад П. Ф. Распопиным, С. С. Юзиковым и И. Е. Тюкаловым, — гордость Семеновского художественного музея.

В 1925 году произведения хохломских мастеров были представлены на Международной выставке в Париже и удостоились высокой награды — золотой медали.

Сегодня мастера Семенова ищут новые, более сложные формы изделий, пробуют создавать композиции, которые отступают от традиционного письма. Так, помимо лесных растений и ягод, мастера пробуют писать и пышные, затейливые садовые цветы. Это обогащает декоративное оформление изделий, придает им еще более праздничный вид. Но хохломские художники не собираются забывать традиционные приемы, которые восходят к древней языческой Руси, когда поклонялись богу Солнца — Яриле, когда засеянное поле символизировало поделенный на четыре части квадрат или ромб с точками-зернами в каждом.

Хохлома: современная роспись компьютерных "мышек"

Хохлома: современная роспись компьютерных «мышек»

Хохломской мастер, как и художники большинства других промыслов, никогда не повторяет рисунок. Он постоянно импровизирует, ищет новые орнаменты. Работы лауреатов Государственной премии имени И. Е. Репина Е. Н. Доспаловой, Н. П. Сальникова, О. П. Лушина украшали самые представительные выставки.

«Набор для меда» Е. Доспаловой украшает Русский музей в Москве. Веселые алые клубничины на черном фоне, золотая внутренность плошек, изящная форма маленьких ложек — все создает настроение праздника. Или «Свадебный набор» Е. Яковлевой. Два точеных бокала, солонка, блюда с цветами и птицами. И все это — алого цвета, с золотой росписью. Взглянешь на эти прекрасные вещи, и сразу ясно: в доме праздник. Да такой, что бывает лишь раз в жизни. Свадебного подарка лучше и не придумаешь.

arttechnika.info