Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
"Новый вид народного промысла. Гжель". 3-й класс. Гжель рисунок 3 класс
multiurok.ru "Новый вид народного промысла. Гжель". 3-й классРазделы: Начальная школа Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности На доске карточка с пословицей:
Как вы понимаете эту пословицу?
А вот, и сам Рукодей! На доске две картинки с изображением белой и раскрашенной посуды: Приложение 1. Рисунки
Сегодня Рукодей поможет вам открыть новый вид росписи. А как вы открываем новые знания? (Проходим два этапа: выясняем, что мы не знаем и сами открываем новые знания.) 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии Прежде, чем сделать открытие, что вы должны сделать? (Сначала надо повторить, то что мы уже знаем, то что нам нужно для открытия.) Правильно. Давайте вспомним, с какими народными промыслами вы уже знакомы. Посмотрите внимательно на посуду, которую сделал Рукодей. Для вас мастер принес карточки, каждая из них подходит изделиям Рукодея: 1. 1. Городец. 2. Яркие цвета, фон бежевый, жёлтый. 3. Розанчик и купавка. 2. 1. Жостово. 2. Яркие цвета, фон черный. 3. Изображение разнообразных цветов растений. 3. 1. Хохлома. 2. Зелёный, жёлтый, красный, чёрный, фон золотой, черный. 3. Растения, ягоды. А поможет нам алгоритм: 1. НАЗВАНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА, ФОН 3. ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТА Дети по одному выходят к доске и у соответствующей картинки крепят карточки с названиями, в соответствии с эталоном. Молодцы! А теперь, следующее задание: положите перед собой карандаши, и по моему сигналу выберите нужный цвет и поднимите вверх, цвет карандаша – это фон, который должен быть на рисунке. Первая картинка: Рисунок 3 Поднимите карандаши! Посмотрите друг на друга, что вы видите? (У нас у всех черный карандаш.) Молодцы! Почему вы его выбрали? (Это Жостово.) Что вам помогло при ответе? (Эталон.) Вторая картинка: Рисунок 4 Поднимите карандаши! Посмотрите друг на друга, что вы видите? (У нас желтые и бежевые карандаши.) Молодцы! Почему вы их выбрали? (Это городецкая роспись.) Третья картинка: Рисунок 5 Поднимите карандаши! Посмотрите друг на друга, что вы видите? (У нас у всех чёрные карандаши.) Молодцы! Почему вы их выбрали? (Это хохломская роспись.) Что вы сейчас повторили? Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Мы должны встретиться с пробным действием.) Четвертая картинка: Рисунок 6 У кого нет ответа? Что вы не можете сделать? (Мы не можем определить, какой фон будет.) Поднимите карандаши, кто может определить. Каким эталоном вы воспользовались? (Мы не можем назвать эталон.) Что произошло? (У нас возникло затруднение.) А если вы столкнулись с затруднением, что вы должны сделать? (Остановиться и подумать.) Давайте вспомним, какое задание вы сейчас делали? (Определяли фон по картинке народного промысла.) Почему вы не смогли точно определить фон последней картинки? Что вы не знаете? (Мы не знаем что это за вид росписи народного промысла, не знаем его эталон.) Молодцы! 4. Построение проекта выхода из затруднения Какую цель поставите перед собой? (Узнать новый вид народного промысла.Составить для него эталон.) А какой будет тема урока? (Новый вид народного промысла.) Правильно, а в ходе урока мы нашу тему уточним. Итак, для открытия нового предлагаю работать по следующему плану, перед вами шаги, которые надо расставит по порядку: (фронтальная работа):
- название; - основные цвета и фон; - особенности орнамента. Учащиеся предлагают свои варианты, согласованный вариант плана фиксируется на доске. 5. Реализация построенного проекта Работать вы будете в группах. А поможет вам работать по плану наш гость Мастер-Рукодей, он приглашает вас в путешествие в знаменитые подмосковные места, где протекает речка Гжелка. Именно там с незапамятных времён местные жители находили разную глину и делали игрушки и посуду. Глина была белая-белая, а речка Гжелка - голубая-голубая. А сейчас, каждая группа достаёт образец, который приготовил для вас Мастер: Рисунок 7 Вы работаете по плану с образцом, результаты запишите на листах: ГРУППА № НАЗВАНИЕ:____________________________ ЦВЕТА И ФОН:_________________________ ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТА:___________ ______________________________________ На работу вам даётся 3-4 минуты. И не забудьте название реки Гжелка. Название речки написать на доске. Группы работают самостоятельно. Проверим вашу работу. Сверяются ответы детей, переворачиваются карточки с эталоном и получается новый эталон, составленный по ответам детей:
Итак, вы получили эталон для росписи нового народного промысла. А теперь вы сможете правильно определить фон для задания пробного действия? (Да.) Пожалуйста, поднимите карандаш для обозначения фона. Молодцы! 6. Первичное закрепление во внешней речи А теперь я снова переверну карточки эталона, а вы должны проговорить их правильно. Молодцы! Теперь давайте уточним тему нашего урока. (Новый вид народного промысла.Гжель.) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону А теперь вы станете настоящими рукодеями, как мы с вами и договаривались, для этого выберите из предложенных заготовок, ту, которая вам больше нравиться и распишите её гжельской росписью. Работа проводится 15-20 минут. В это время можно познакомить учащихся с некоторыми историческими фактами: Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и "повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: "Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизноюпревосходнее". До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года в деревне ВолодиноБронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности "Гжель". Выросший при станции посёлок городского типа также называется "Гжель". Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок "Известкового завода" или "Известковый" (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и "Посёлок Кирпичного завода" или "Труженик". После окончания работы проводится проверка. Проверьте, соблюдены ли все правила.
8. Включение в систему знаний и повторение Для того, чтобы у вас не было ошибок и в дальнейшем, давайте, наведём порядок в картинке, которую принёс нам Рукодей, кстати, вы заметили изменения? (Да, там появилась Гжель.) Рисунок 1, Рисунок 8 Кто пойдёт и поставит карточки на место? Учащиеся по одному или по 2-3 человека выходят к доске и расставляют карточки к картинкам. Молодцы! 9. Рефлексия учебной деятельности Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать новый народный промысел, построить эталон по нему.) Докажите, что вы были на уроке настоящими учениками. (Мы сами поставили цель и её достигли, мы были настоящими учениками.Мы узнали о новом народном промысле – Гжели.) Оценить работу на уроке вам поможет ваша работа. Вывесите их на доску. Приготовьте карандаши основных цветов Гжели (синий, голубой, белый). Если вы считаете, что у вас получился настоящий красивый сервиз гжельской росписи, то поднимите все 3 карандаша, а если нет, то поднимите только 1 карандаш. Разбираются ответы детей, если они делают замечания по отдельным работам, с точки зрения качества работы (некрасиво, расплылся рисунок), то делаются выводы о том, каких ошибок в будущем надо избегать, а затем обращается внимание на то, что в целом весь сервиз хорош. Молодцы! xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai урок рисования в 3 классе "Узор для гжельской тарелки" - разработки уроков - Каталог файловУрок рисования № 13
Тема. Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки ( тарелка – готовая форма ) Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.
Цели:
- дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельские изделия»; - учить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи; - создать условия для формирования умения рисовать по воображению;
создать условия для: - коррекции и развития внимания, памяти, восприятия формы, цвета, величины изображаемого через использование различных упражнений, - развития мелкой моторики при выполнении практической работы, -развития умения планировать свою работу, анализировать рисунок, - активизации и расширения словарного запаса учащихся через введение и использование специальной лексики (иллюстрация) 3) воспитательные: - воспитывать любовь к живому миру, эстетический вкус, аккуратность при работе с карандашами; - воспитывать положительные качества личности: самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца, умение объективно оценивать полученный результат.
Оборудование: презентация, карандаши, альбомы, книга, картинки с изображением гжельских изделий.
Ход урока.
1.Подготовительная часть: 1. Общая организация детей; - подготовка необходимых учебных принадлежностей; - мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности. - Приветствие учащихся: - настроенье каково? - во! - все такого мнения? - все без исключения? - может вы уже устали? - мы с собой таких не брали. - может, ляжем, отдохнём? - лучше мы урок начнём!
2.Организационный момент.
- проверьте, всё ли необходимое лежит на парте.
2.Основная часть. 1). Послушайте внимательно рассказ, постарайтесь представить то, о чём вы услышали.
Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. Само название села говорит о многом. Звуки слова звенят так же, как и знаменитый гжельский фарфор. Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель», «жечь».
2) Сообщение темы, задач урока. - Сегодня на уроке мы будем рисовать тарелку в гжельском стиле.
У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Посмотрите на гжельские изделия и скажите мне – в чем эта особенность? (Узоры выполнены синей краской) На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее. Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках.
3). Составление плана работы: · обвести шаблон тарелки · нарисовать цветок посередине · нарисовать каёмочку · выполнить работу в цвете
Физминутка. (Ученики становятся около своих парт и выполняют упражнения рукой в соответствии с текстом стихотворения). Мячик я рукой катаю, по столу его гоняю. Им поглажу по ладошке. Будто бы сметаю крошки. Я сожму его слегка. Тренируется рука. Каждым пальцем мяч давлю, затем руку заменю. Мяч летает между рук. Это был последний трюк.
4). Повторение детьми последовательности выполнения рисунка.
5). Динамическая пауза. - В тарелку насыпан горох. Дети перебирают горох руками и при этом рассказывают стихотворение. - В ведро насыпали горох и пальцы окунули. Устроили переполох, чтоб пальцы отдохнули. (Данная динамическая пауза направлена на развитие мелкой моторики руки).
6). Самостоятельная работа учащихся ( помощь оказывается слабым учащимся).
( на доске картинки гжельских изделий)
3.Заключительная часть. - Подведение итогов работы. Рисунки детей помещаются на доску. После рассматривания задаются вопросы. - Что рисовали на уроке? - Дается развернутый анализ рисунков, отмечаются лучшие стороны в работе, указывается на недостатки. - Рефлексия: Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения: Я работал с _______________ настроением. Я _____________ доволен собой. Я испытал затруднения, когда ________________. Мне больше всего удалось ___________ За что ты можешь себя похвалить?
emangelinka-kor.ucoz.ru урок по ИЗО "ГЖЕЛЬСКАЯ МАЙОЛИКА" ( 3 класс УМК Школа 2100)Тема: ГЖЕЛЬСКАЯ МАЙОЛИКА Цели: 1.Формирование духовной культуры учащихся, приобщение к культурным ценностям человечества. Задачи: 1 . Дать знания детям об истории возникновения росписи Гжель, её характерных особенностях; учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изделие; познакомить с новой техникой рисования «мазком с тенью»; формировать практические умения и навыки рисования с образца; развивать детскую фантазию и умение расписывать гжельской росписью. 2. Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умения и навыков работы с акварельными красками. 3. Воспитание активности, точности, аккуратности; применение на практике, в жизни знаний о гжельской майолике. Оборудование, материалы:
Связь с другими предметами: Окружающий мир Математика Технология Ход урока. 1. Организационный момент. - Проверим все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами-красками, верным стражем-платочком, который утешает принцессу, если она сильно вымокнет в воде. 2. Сообщение темы урока. - Что ж, давайте по порядку: Загадаю вам загадку, Чтобы узнать тему нашего урока. Сине-голубые Розы, листья, птицы Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель Это называется Просто роспись ГЖЕЛЬ Синяя сказка – глазам загляденье, Словно, весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье – Русская звонкая Гжель! - Итак, тема сегодняшнего урока «Гжельская майолика». Мы сегодня узнаем о посуде с интересной росписью Гжель. 3.Ознакомление с новым материалом: а) рассказ учителя. - Что означает слово гжель? - это местность недалеко от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло слово «гжель» из глубокой старины и означает оно «жечь, обжигать» . Как и у всякой другой росписи, у Гжели есть своя история. Крестьяне почти тридцати деревень Гжельской волости испокон веков изготавливали на продажу кирпич и церепицу, глиняные горшки и свистульки. Ремесло передавалось из поколения в поколение и постоянно совершенствовалось. Гжельская земля, богатая высококачественными глинами, давала возможность народным мастерам создавать образцы керамического искусства от простых глиняных горшков до белоснежного фарфора. Но широкую известность гончарный промысел приобрёл лишь со второй половины XVIII века, когда начинается изготовление майолики – изделий из цветных глин, с многоцветной декоративной росписью по белой эмали. Майоликой славились Турция, Персия, Италия, Испания, Голландия. В России ещё в XVI веке производили майоликовые изразцы для облицовки церквей. В начале 18в. по приказу Петра I купцом Гребенщиковым была открыта фабрика по производству « табачных трубок и майоликовой посуды». Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности. Выпускалась столовая и чайная посуда, которая к концу столетия вытеснила оловянную и медную. Очень популярна посуда, но не только, а еще любимы всеми гжельские игрушки. Они добры, веселы, полны народного юмора. Изделия разнообразны по своей форме и декору, по манере исполнения авторов, отражающих самые различные темы. Изделия с маркой «Гжель» являются предметом увлечения, изучения, коллекционирования. Благодаря своеобразию и неповторимости образов, фарфор Гжели сегодня представляет собой одно из ярких явлений в современном декоративно-прикладном и народном искусстве. - Я вам расскажу, что такое майоликовая керамика. МАЙОЛИКА изготавливается из белой глины, а рисунок на посуду наносят на сырое изделие, т.е. до обжига. Гжельские мастера расписывали свою посуду особым образом. Роспись майолики выполняется красками четырех цветов (желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой). Синий цвет стал одним из основных элементов художественной выразительности и одним из стилеобразующих элементов. Незатейливые узоры из листьев и цветов, геометрический рисунок в виде ромбов, сеточек, полос вместе с тонкой прорисовкой завитков, усиков, стебельков, украшения в виде бордюров выглядели красочно и декоративно. Гжельский орнамент превращается в сказочно-декоративные узоры, лишь отдалённо напоминающие реальные растения. б) Презентация «Гжель». 2-6 слайды: - Рассмотрите изделия гжельских мастеров. Какие изделия вы здесь видите? (чайник, тарелка, чашка с блюдцем, самовар, ваза для фруктов) 7 слайд: - Попытайтесь определить особенности гжельской росписи. ( цвет – бело-голубой, синие узоры на белом фоне, крупные цветы, сеточка, линии, точки) ВЫВОД: - Гжельский орнамент выполняется только синей краской и только по белому фону. Это бусины, ягоды, тонущие в фарфоровой белизне, словно брызги, это – декоративные цветы. Цветочные композиции симметричны и спокойны. От крупного цветка расходятся в стороны тонкие стебли с бутонами. Пышные травки, лёгкая спираль усиков. Пышные лилии, розы, простые полевые цветы. - Встречалась ли вам в жизни такая посуда? ( Да, встречалась. У нас дома есть посуда с росписью Гжель.) - Как часто вы ей пользуетесь? (Мы ей пользуемся по праздникам, или когда приходят гости.) 8-9 слайд: ВЫВОД:- Правда, ребята, эта посуда праздничная. Посуда может иметь затейливые формы: рыбки-сахарницы, гитара-сухарница, солоница и перечница в форме игрушек. - Ребята, вспомните, где ещё вы встречались с росписью Гжель? (У нас дома, на кухне, есть полотенца с сине-голубой росписью.) 10-14 слайды: ВЫВОД: - Гжельские узоры помещают и на тканях. Для этого существуют специальные технологии. Такую ткань мы можем встретить как на кухне – это скатерти, полотенца, салфетки, так и в других комнатах: из тканей с такой росписью может быть сшито постельное бельё. Встречается гжельская роспись и на одежде: как на детской, так и на одежде для взрослых; как на повседневной, так и на праздничных костюмах. Обратите внимание как красив костюм русской красавицы! Даже на валенках можно встретить такие узоры! - Хотели ли бы вы иметь такую одежду? - Что из представленной одежды хотели бы вы иметь? 15-16 слайды: - Удивительные часы, расписанные Гжелью. - В какую комнату вы бы их повесили? Почему? - Шахматы. Обратите внимание, чем эти шахматы отличаются от традиционных? (Вместо чёрных клеток – синие, на синих клетках цветы, фигуры – в форме игрушек.) (У нас дома есть игрушки…Я их сегодня принесла в класс и хочу показать ребятам. Это мои любимые игрушки. Они стоят в серванте. Я любуюсь ими, берегу. Иногда я ими играю.) 17 слайд: - Похожи игрушки Саши на игрушки на картинке? - Чем? ( Да, похожи…) - Какая игрушка из представленных, вам нравится больше? - Почему? 18 слайд: - Все ли игрушки выполнены росписью Гжель? Почему? (роспись других цветов,…) - Какое настроение, какие эмоции и чувства вызывают у вас изделия, расписанные в стиле Гжель? (настроение праздника, чувство радости, восторга…) 19 слайд: - Рассмотрите представленные предметы и определите, какой элемент является основным? (цветок) - Какие элементы вы ещё видите? (веточки, листочки, точки, сеточки, бордюры.) - Где расположены бордюры? (бордюры расположены по периметру всего изделия: сверху и основания изделия. Бордюры могут повторяться несколько раз с разнообразным рисунком. ВЫВОД: - Крупные цветочные композиции подчёркиваются мелкими элементами. Веточки, сеточка, точки, бордюры – это элементы украшений. - На уроке технологии мы выступили в роли гончаров, изготовили майолику, а сегодня у нас есть уникальная возможность побывать в роли гжельских мастеров, создать красивые наборы посуды с яркой неповторимой росписью и организовать свой классный музей Гжельской майолики. Сегодня каждый из вас создаст своё изделие в росписи Гжель. - Можем ли мы сейчас начать роспись? Почему? (Нет, мы не знаем как нужно выполнять элементы росписи, мы не знаем техники.) - В чём вы видите трудность выполнения задания? (При рисовании цветка мы не знаем, как достичь переход от тёмного тона к светлому.) 4. Показ учителем техники выполнения на мольберте. - Цветок имеет несколько лепестков, каждый из которых выполняется «мазком с тенью». Этот мазок труден в выполнении. Его особенность заключается в том, что одним движением достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких тёмных тонов, до очень светлых и лёгких. Роспись цветка начинают с середины, затем наносят 2 мазка слева и 2 мазка справа. Выполняем плоской кисточкой. В краску макаем один угол кисточки. Кисть накладываем смоченным углом наружу и прокручиваем вокруг «своей оси», как циркулем. Сначала нажимаем на кисть, а потом нажим слабеет. Тренируемся на листочках, выполняем этот мазок несколько раз. - Определите, каким мазком выполняются листики? («мазком с тенью») - Потренируйтесь на листочке: нарисуйте несколько листиков «мазком с тенью». - Какая кисть нам понадобится для рисования веточек, сеточки, точек, бордюров? (тонкая) - Кончик тонкой кисти макаем в краску. Кисть находится под прямым углом к бумаге. Рисуем веточки, сеточку, точки на тренировочном листе. - Можем ли мы сейчас начать роспись? (Да, можем) - Какой краской будете расписывать? (синей, фиолетовой.) - С чего вы начнёте? (с крупных элементов, с цветка.) - Какой приём вы будете использовать при рисовании цветка и листьев? ( «мазок с тенью») - Какой кисточкой будем рисовать? (плоской) - А что будем рисовать тонкой кисточкой? (украшения) - Украшения вы можете нарисовать с образца, или придумать сами. - Сколько кистей вы будете использовать в работе? (2 кисти) 5.Самостоятельная работа учащихся. - Мастера, скорей за дело: Украшать посуду смело! Составляйте гжельский узор, Чтобы радовал он взор! (Звучит фоновая русская народная музыка «Красный сарафан».) - Я расписала кружку в стиле Гжель. Она станет первым изделием нашего будущего музея… 6. Презентация выполненных работ. 7. Итог. - Вы хорошо сегодня потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными. Их мы поместим в классный музей. infourok.ru ЧТО такое" ГЖЕЛЬ"? 2-3 класс знакомится с русскими ремёслами К ПРОЕКТУ " КУЛЬТУРА"," РАЗВИТИЕ"Гжель — русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области, Россия. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для ... ПОДРОБНЕЕ Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. Гжельский камин Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. информация
lubov2015.blogspot.com Конспект урока по ИЗО для 3 класса «Гжель. Синие узоры на белом фоне»МОУ «Покоснинская СОШ» Конспект урока по ИЗО для 3 класса «Гжель. Синие узоры на белом фоне» Урок подготовила учитель ИЗО: Трынкова Наталья Борисовна с. Покосное 2013г. Тема: «Гжель. Синие узоры на белом фоне» Цели урока: 1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. 2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками. 3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Оборудование:
презентации «Гжель План урока (45 мин):
И в 10 лет, и в 7, и в 5, Все люди любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё - что его интересует. Всё нарисуем, были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье, и на Земле! Вы со мной согласны? Тогда начинаем наш урок.
1.Ребята, я пришла сегодня к вам в гости. А угадайте с чем? Загадки.1.В брюхе у него вода Зашумела от тепла. Как разгневанный начальник Закипает в брюхе (чайник)
Вы уже взрослые и надеюсь, знаете правила хорошего тона. С гостями принято пить чай. И желательно, из красивого чайного сервиза. Посмотрите на доску, можно ли этот сервиз назвать красивым? Почему? (потому что нет узоров) Чтобы приятно было пить чай из нашего сервиза, давайте мы его распишем. Расписывать будем росписью, которая называется Гжель. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Ее названье Гжель. 2 Ознакомление с росписью мастеров Гжели. Учитель: Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль. Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (Показ презентации «Гжель», учитель обращает внимание на особенности гжельской росписи) - Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова. - Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера! Л. Куликова. - Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. - Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название – Гжель. И.Кадухина - Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Тёмно-синее чудо, соловьиная трель. Всем ты в душу запала, Наша русская Гжель. Вопрос: Что украшают гжельскими узорами? Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы. Учитель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских бычков (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
-Сегодня мы познакомимся с приемами гжельской росписи. 1 упражнение « Капелька» -Учимся наносить мазок с растяжением синего цвета.Сочно набираем синюю краску на кисть, плотно прижимаем кисть к бумаге, оставляя сочный мазок. Не отрывая кисти от бумаги, чуть ослабив давление на кисть, ведем неотрывный мазок вниз, пока не кончится краска. По мере движения кисти вниз мазок будет светлеть. На одинаковом расстоянии друг от друга делаем мазки с растяжением синего цвета. Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.Сейчас мы с вами попробуем нарисовать эти капельки. 2 упражнение « Листочки» Прочитайте название следующего элемента «Листочки» . Его мы тоже будем рисовать при помощи капельки. Прикладываем кисть с хорошо набранной краской вертикально, острый конец кисти направлен вниз. Слева и справа от первого листочка так, чтобы все они соприкасались в нижней узкой части. Когда листочки нарисованы, можно нанести точки-бусинки между листочками. 3упражнение « Цветы» Цветы тоже можно нарисовать при помощи капельки. Учимся рисовать крупные цветы, используя оттенки синего цвета. Цветы занимают центральную часть листа. Находим середину рисунка. Рисуем концом кисти синей краской круглую серединку цветка и несколько округлых лепестков. Каждый лепесток раскрашиваем синей краской приемом мазка с растяжением синего цвета от темного до светлого оттенка. Цветок повторяем 2 раза.
У вас на столах есть чашки бумажные, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?А сейчас возьмите каждый свою чашку и распишите её «гжелью» в технике « капелки».
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! - Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров? - Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. -Какой росписью мы его расписывали? (гжель) -Какой цвет характерен для росписи? (синий) -С каким приемом росписи познакомились? (капелька) На этом наш урок окончен. Всем спасибо. doc4web.ru |