Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Все секреты филимоновской игрушки. Филимоновские игрушки картинкиФилимоновская игрушка | ФОТО НОВОСТИГоворят, этому промыслу уже 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню — Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области. Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины — глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует. После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянтству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. Конечно, филимоновская игрушка не в состоянии конкурировать с китайской продукцией. Сегодня небольшой рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов. 18 фото Фотографии Алексея Куликова Сегодня филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимонове ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку. Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки: Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожженной в печи игрушки. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимонова и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами: Ещё недавно в одном из оврагов в Филимонове можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый (даже, скорее, это модная фуксия) и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо: Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев: Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду: Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой: Это все стадии изготовления: Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики: Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников. Будем надеяться, что она еще не раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать. loveopium.ru Все секреты филимоновской игрушки - MySlo.ruФото Дмитрия Киселева. В семье Орловых из Одоева Тульской области мастерят все – женщины, мужчины, дети. Это не только их хобби, но и работа.
Главная мастерица в доме – 80-летняя Валентина Николаевна Масленникова. Несмотря на возраст, она частенько занимается любимым делом. А основную работу сейчас делает её дочь Елена Орлова. Елена Орлова увлекается созданием филимоновских игрушек с самого детства.- Моя семья родом из деревни Филимоново. Там все были мастеровитыми. Мужчины занимались гончарным делом, а женщины лепили филимоновские игрушки. Моим учителем стала бабушка по маминой линии Анна Иосифовна Дербенева, - рассказывает Елена Орлова. – Я впервые взяла глину в руки в 7 лет, а профессионально занялась игрушкой в 17. Спустя год уже получила звание Народного мастера. Тогда я жила в Щекино. В 1983 году местные власти предложили мне вернуться в Филимоново и возрождать здесь традиции, рассказывать об игрушке, обучать детей и взрослых. Я была с маленьким ребенком на руках, но заболела этой идеей. В Филимоново, правда, не оказалось условий для молодых мастеров – ни больниц, ни детских садов. Поэтому центр ремесла филимоновской игрушки перенесли в Одоев.
В этом небольшом городке ремесло развивается и по сей день. У опытных мастериц, как и раньше, перенимают опыт их дети. – Мой сын Роман упирался до последнего, говорил, что никогда в жизни не станет заниматься игрушкой. А в итоге окончил художественное отделение Даргомыжского училища, получил президентскую премию, стал членом Союза художников и даже открыл свою маленькую мастерскую, - говорит Елена. – Филимоновская игрушка – наша судьба. Если ты родился в семье ремесленников, у тебя просто нет выбора. Когда Роман женился, он обучил свою жену, а теперь работе с глиной учатся мои внучки – 10-летняя Аня и 7-летняя Даша. Так что у нас есть, кому продолжать традиции.
Как уверяют мастера, дело это несложное. Но сейчас ремеслу нигде, кроме Одоева не учат.
Делают яркие фигурки из беложгущейся глины. Собирают её тут же, недалеко от деревни Филимоново около берега Упы. В сыром виде она серая с голубоватым отливом, а после обжига становится белой.
В природе глина лежит пластами в полусухом виде. Её собирают, сушат, а затем заливают водой и переминают как тесто. После этого из нее можно лепить.
Мастера называют эту глину «тощей», т. е. нежирной. Она отлично держит форму и очень приятно тянется. Вероятно, именно поэтому у большинства филимоновских игрушек длинные шеи.
Самое сложное в игрушке – свисток. Мастеру нужно сформировать полость, а затем - уплотнение на конце. После этого палочкой-«пичужкой» сделать несколько отверстий. Если они будут в неправильных местах, игрушка не запоет.
После лепки игрушку сушат и обжигают в муфельной электрической печи. А затем раскрашивают.
– Печь мы сделали своими руками. Она электрическая, но поддерживает температуру в 920 градусов. Именно столько нужно для обжига глиняной игрушки. В печи фигурка должна простоять от 6 до 10 часов, – рассказывает Елена Орлова. – Раньше игрушки обжигали между глиняными кувшинами. Глазурь на посуде была лимонного цвета, она иногда попадала и на фигурки. Поэтому и в филимоновских игрушках основной цвет – желтый. Так мастерицы просто скрывали брак.
Филимоновские игрушки всегда трехцветные – желтые, зеленые и малиновые. Как говорят мастера, цвета и рисунки не связаны с языческими символами. Издревле краски делали из природных материалов – ягод, цветов и трав. А после XIX века игрушки стали яркими. Анилиновые красители для шерсти в Одоев стали привозить купцы. А элементы росписи мастерицы брали с костюмов.
– Найти нужные краски сейчас – проблема. Раньше их продавали бабушки на рынке. Мы замешивали их на яйце, со временем они часто трескались. Современные краски замешиваются на нитролаке и ацетоне. Но найти нужный цвет стало почти нереально, - делится Елена. Зеленый я отыскала на мебельной фабрике, желтую – на производстве красок для покрытия фасадов зданий, а вот малиновая нашлась только в Индии. В нашей стране есть все оттенки красного, кроме традиционного филимоновского! Сейчас на полках магазинов много интерактивных игрушек, которые сами разговаривают и ходят, но дети все равно обожают филимоновские игрушки.
– Еще десять лет назад игрушки заказывали коллекционеры и музеи. А сейчас наш основной покупатель – дети, - говорит Елена. – Образы филимоновской игрушки просты и понятны всем. Мастерицы делали то, что видели своими глазами – зверей (лошадей, коров, козлов, баранов, лис), птиц (петухов, индюков и куриц), барыней, всадников и солдат. Кстати, раньше не было игрушек в форме котов и зайцев. А сейчас это самые популярные модели. Бывают и необычные. Например, мне заказали сделать призы на фестиваль «Скитулец» – самовары, сверху на которых байдарочники на лодках.
Филимоновскую игрушку не найдешь в обычных магазинах. Это на сто процентов тульский сувенир. Найти его можно на родине у мастеров и на фестивалях hand-made. Игрушки изредка появляются и в столичных сувенирных лавках, вот только стоят они там втридорога. Так что, если хотите получить настоящую филимоновскую игрушку, отправляйтесь в Одоев. Тем более, в этом небольшом городке есть даже собственный музей традиционной игрушки.
Здесь за небольшую плату вам расскажут об истории местного фольклора и познакомят с работами опытных мастеров. myslo.ru Филимоновская игрушка — Славянская культураСегодня - рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов. Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки. Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню - Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области. Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины - глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует. После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело. Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна - гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета - желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи - зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь - традиционный рисунок После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой Готовая игрушка Основные герои - барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка - это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках А это все стадии изготовления Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики Несколько игрушек из местного музея Несколько игрушек из местного музея С наступающим праздником Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников. Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры Похожие статьи:Ремесла → Этнография русского Севера Ремесла → Куда уходят народные промыслы История → Традиции, быт, культура кубанского казачества Ремесла → История глиняных игрушек Ремесла → Старооскольская народная глиняная игрушка Рейтинг последние 5 slavyanskaya-kultura.ru История возникновения Филимоновской игрушки | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 53-детский садВ самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки. После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации). Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество. Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции. Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми. До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно. Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый – дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями. В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души. Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. История возникновения Филимоновской игрушки. (Документ)Филимоновские игрушки. (Презентация) 53.mdout.ru Как делают Филимоновскую игрушку - Как это сделано, как это работает, как это устроеноСегодня - рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов. Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки. Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню - Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области. Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины - глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует. После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело. Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку. 1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки 2. 3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами 4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна - гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой 5. 6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета - желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо 7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи - зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь - традиционный рисунок 8. 9. 10. 11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев 12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду 13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой 14. Готовая игрушка 16. Основные герои - барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка - это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках 17. А это все стадии изготовления 16. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики 18. Несколько игрушек из местного музея 19. 20. Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников. Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать. Оригинальный пост здесь kak-eto-sdelano.livejournal.com
ya-zemlyak.ru Филимоновская игрушка. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёсламФилимоновская игрушка раоппа — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. ИсторияБлагодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. Красавец-петух, филимоновский Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». Филимоновская игрушка. Ладья 2010 shakko, CC BY-SA 3.0После Великой Отечественной Войны промысел филимоновской игрушки был на грани исчезновения. В конце 70-х годов был возрожден при содействии государства. В последнее время филимоновский промысел также получил некоторую поддержку от местных государственных органов. На сегодня в Одоеве работают несколько семей мастеров филимоновской игрушки. Практически все они члены союза художников России. Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и других странах. Емеля на печке, филимоновская игрушка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0В экспозиции Русского музея в городе Санкт-Петербурге находится несколько филимоновских игрушек датированных 60-ми годами. Действует творческая мастерская «Любота» в Филимоново. ОсобенностиОсновную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Кошечка с птичкой, филимоновская свистулька Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Поросёночек, филимоновский Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Производство игрушкиНа внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Роспись игрушкиСовременные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Свистулька, филимоновская Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Каруселька, филимоновская Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц — Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова, не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. ru.russianarts.online |