Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Филимоновская игрушка. Филимоновская игрушка картинки


Филимоновская игрушка | ФОТО НОВОСТИ

Говорят, этому промыслу уже 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню — Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины — глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянтству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины.

Конечно, филимоновская игрушка не в состоянии конкурировать с китайской продукцией. Сегодня небольшой рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.

18 фото

Филимоновская игрушка

Фотографии Алексея Куликова

Сегодня филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимонове ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки:

Филимоновская игрушка

Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожженной в печи игрушки.

Филимоновская игрушкаГлину до сих пор добывают в окрестностях Филимонова и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами:

Филимоновская игрушка

Ещё недавно в одном из оврагов в Филимонове можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить.

Филимоновская игрушка

Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый (даже, скорее, это модная фуксия) и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо:

Филимоновская игрушка

Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев:

Филимоновская игрушка

Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду:

Филимоновская игрушка

Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой:

Филимоновская игрушка

Это все стадии изготовления:

Филимоновская игрушка

Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики:

Филимоновская игрушка

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще не раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.

Филимоновская игрушка

loveopium.ru

Виртуальная экскурсия для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Филимоновская игрушка»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Филимоновские игрушкиВиртуальная экскурсия для детей среднего и старшего дошкольного возрастаПавлючик М.В. педагог дополнительного образования НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»г.п. Пойковский 2015 г.

Слайд 2

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей

Слайд 3

Маршрут экскурсииДля выбора маршрута щелкните по картинкеДидактическая игра «МАГАЗИН ИГРУШЕК»Пояснительная записка

Слайд 4

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Слайд 5

Говорят, что еще во времена Ивана Грозного прибыл в эти места гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился так и прозвали Филимоново.

Слайд 6

Люди к глине этой относились совсем не приветливо, ведь из-за нее, черной, урожая не было никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой да спасительницей река Унь, полная рыбки некрупной, но сытной.

Слайд 7

Ловко получалось у Филимона это до сих пор не ведомое дело, лепить посуду да игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить ни кому не нужную глину.

Слайд 8

Понравилось Филимону это выгодное предприятие, отбою от покупателей не было. А как-то раз он дырочку в игрушке проковырял, чтоб свистела. Звонкая свистулька еще больше детям и взрослым на ярмарке понравилась. И стал Филимон свистульки мастерить, и детвора к нему учиться прибегала, уж больно дело это интересное.

Слайд 9

Взрослые прониклись к мастеру уважением и тоже стали лепить, к Филимону за советом ходить.

Слайд 10

Научились игрушки да посуду лепить в деревне все, от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

Слайд 11

С тех пор запела, заиграла мягкая глина под руками мастеров. Гончарили мужчины, а женщины и дети лепили звонкие свистульки. МАРШРУТ

Слайд 12

Лепят филимоновскую игрушку из черной глины. Глина эта жирная тягучая, поэтому всю игрушку из одного куска вылепливают, вытягивая все ее части. Затем игрушки сушат в теплом, но темном помещении.Технология изготовления

Слайд 13

Технология изготовленияВ старину в течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи. Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду и игрушки (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

Слайд 14

После обжига игрушки становятся белоснежными. Вот такая удивительная она, глина филимоновская – от жара из черной в белую превращается!Технология изготовления

Слайд 15

В старину мастера расписывали игрушки куриными и утиными перышками, а теперь – тонкими кисточками. Красок всего три: желтая, красная (ярко розовая) и синяя. Но мастера варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый, синий на красный - фиолетовый. Технология изготовления

Слайд 16

Роспись строится по традиционной схеме:  сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым. Технология изготовления

Слайд 17

МАРШРУТТехнология изготовленияСвистульки Мастер глину замесил И игрушек налепил, После высушил, и в печь – Добела их все обжечь. А потом он краски взял И игрушки расписал. Вот они какие в ряд Разноцветные стоят: Цвет малиновый и синий, Жёлтый – яркий и красивый. Зайцы, птички, петушки – Музыкальные свистки, По-народному – свистульки, Лепят в области их Тульской И свистульки, спору нет, Покорили целый свет!Нина Агошкова

Слайд 18

Элементы росписи

Слайд 19

Элементы росписи

Слайд 20

Элементы росписи

Слайд 21

Элементы росписи

Слайд 22

Элементы росписи

Слайд 23

Элементы росписи

Слайд 24

Филимоновские узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. По старинному поверью символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. Элементы росписи

Слайд 25

Элементы росписиМАРШРУТ

Слайд 26

«Барынька». Женская глиняная фигурка. Этот образ - продолжение рода всего живого.

Слайд 27

«Медведь с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Слайд 28

Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.

Слайд 29

«Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в дом.

Слайд 30

«Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.

Слайд 31

Конь – слуга Солнца. Он символизировал как солнце, так и воду. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать и защиту.

Слайд 32

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

Слайд 33

Корова символизирует плодородие, могущество и добрую силу.

Слайд 34

В наши дни филимоновские мастера радуют нас забавными сюжетными композициями. МАРШРУТ

Слайд 35

Магазин игрушекЗадачи:Закреплять представления о народном декоративно-прикладном искусстве. Закреплять умение дифференцировать предметы народного искусства. Развивать восприятие и внимание. Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.Содержание игры:Дети рассматривают демонстрируемый слайд и находят среди многих филимоновскую игрушку, называют ее. В случае правильного ответа, при щелчке на эту игрушку, раздается звук «колокольчик» и игрушка перемещается на полочку в верхней части слайда. В случае не верного ответа, при щелчке ни каких действий не происходит и раздается звук «молоточек». Игра продолжается пока вся полка не будет заполнена.

Слайд 36

Найдите филимоновские игрушки

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Правильно!!!Это филимоновские игрушки.МАРШРУТ

Слайд 47

Пояснительная записка Автор: Павлючик Марина Владимировна, педагог дополнительного образования НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» Тема: «Филимоновская игрушка» Цель экскурсии: формирование представлений о филимоновской игрушке. Задачи: Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления филимоновской игрушки. Учить выделять характерные особенности пластики и росписи игрушки. Формировать представления о символизме филимоновской росписи. Упражнять в узнавании филимоновских игрушек. Актуальность экскурсии: Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству России. Образовательный эффект Формирование представлений о филимоновской игрушке. Развитие познавательной активности и познавательных процессов. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству России. Маршрут экскурсии: История промысла. Технология изготовления. Элементы росписи. Галерея. Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Слайд 48

Техническое обеспечение экскурсии: Персональный компьютер (ПК). Проектор и экран или телевизор с возможностью подключения ПК. Структура экскурсии Титульный слайд (1) Пролог (2) Маршрут экскурсии (3) История промысла (4-11) Технология изготовления(12-17) Элементы росписи (18-25) Галерея (26-34) Д/И «Магазин игрушек» (35-46) Пояснительная записка (47-48) Ссылки на источники (49) Рекомендации по использованию ресурса. На слайде «Маршрут экскурсии» (3) можно выбрать интересующий раздел, щелкнув по соответствующей картинке. Слайды внутри каждого раздела экскурсии переключаются по щелчку, что дает пользователю возможность самостоятельно регламентировать скорость просмотра. На заключительном слайде каждого раздела экскурсии находится управляющая кнопка «Маршрут», с помощью которой можно вернуться на маршрутный слайд. Данная виртуальная экскурсия может быть использована в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. МАРШРУТ

Слайд 49

http://900igr.net/photo/iskusstvo/Filimonovskaja-igrushka.files/Filimonovskaja-igrushka.html http://24warez.ru/uploads/posts/170413/272016/04.jpg http://www.fresher.ru/manager_content/images/filimonovskaya-igrushka/big/17.jpg http://deti-i-glina.ru/wp-content/uploads/2012/08/f2.jpg http://www.fresher.ru/manager_content/images/filimonovskaya-igrushka/14.jpg http://vi.ill.in.ua/m/0x0/124313.jpg http://about-toys.ucoz.net/filimonovskaja.jpg http://claycow.ru/images/content/articles/clay_toys/fill_toy/lubota.jpg http://rus.russischeskulturinstitut.at/data/img/news/495.jpg http://www.comgun.ru/repair/4883-filimonovskaya-igrushka.html http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-12/1355202496_filimon02.jpg http://blininfo.ru/upload/medialibrary/55f/55feb9823424e8ac7fc096f4fe6fae4e.jpg http://gorod70.ru/upload//lusana.ru/files/04/a3/4c.jpg http://culture.ru/ru/uploads/media/news/0001/15/ec7f7aeeea08275ad792761bed514361436a4f4c.jpeg http://www.tulapressa.ru/wp-content/images/54c13825986758.14494273.jpg http://1.bp.blogspot.com/-zljAQ8-v-AU/TZIOzurPPaI/AAAAAAAAAIg/zj80cSvZbZk/s1600/filimon.jpg http://www.stihi.ru/2012/01/21/2217 Источники:

lusana.ru

Народные промыслы: Филимоновская игрушка

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ

23.04.2016

Филимоновская игрушка

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной потешки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

ЧТО ГЛАВНОЕ В ИГРУШКЕ

Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки.

http://kids.moy.su/publ/lepka/glinjanaja_igrushka/filimonovskaja_igrushka/19-1-0-91

У КАЖДОЙ ФИГУРКИ СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Такова и филимоновская игрушка – в своей доброте и красоте.

http://www.viktur.ru/regions/tula-region/filimonovo-3513-936.html

ПОЧЕМУ ТАКАЯ ФОРМА?

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Игрушки или «забавки» стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что «свистульки» были богатыми невестами. В конце XIX века в связи с ростом фабричного производства игрушечный промысел поразил кризис. Люди стали охотнее покупать фабричную продукцию, которая стоила гораздо дешевле. Однако игрушки выстояли. Они перестали быть предметом рынка, а превратились в сувениры, произведение искусства.

http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/filimonovckaa_igru6ka.htm

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла. Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло. Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

ДенисовНиколай Васильевич

ДербеневаАнна Иосифовна

ЗайцеваАнна Гавриловна

ЕвдокимоваЕлена Кузьминична

ЛукьяноваЕвдокия Ильинична

Фотографии с сайта: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства. Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты.

http://www.filimonovo-museum.ru/toy/history.html

СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ИГРУШКИ

Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Фотографии с сайта: http://filimonofskay-igrushka.ru/foto_filimonovskoy_igrushki?p=0

Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. «Главный инструмент – это руки мастера», - говорит Елена Орлова. После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это елочки и солнце. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Как и встарь, придумает одна мастерица какой-нибудь новый сюжет, его тут же подхватывают другие. И хотя много общего в их работе, если внимательно приглядеться, каждый работает по-своему. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Фотографии с сайта: http://filimonofskay-igrushka.ru/foto_filimonovskoy_igrushki?p=0

Много игрушек, но нет похожих. Статные барыни с детьми и птицами под мышкой, горделивые кони, важные всадники, задорные петушки, длинноногие солдаты, танцующие пары, разнообразные птички и зверушки с изящной вытянутой шеей (даже поросята), и все в малиново-желто-зеленую полоску. Такие нарядные, яркие и разнообразные. И все свистят. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

http://www.filimonovo-museum.ru/toy/history.html

ФЕСТИВАЛЬ «ПОЛЯНА»

Ежегодно, в июле месяце, вблизи деревни Филимоново Одоевского района, проходит фестиваль народного промысла «Поляна». Идея фестиваля родилась случайно. По словам организатора фестиваля, Константина Кехаиди, когда-то, они с учащимися школы искусств, приезжали сюда из Тулы за глиной. Добыча необходимого для творчества материала занимала 4-5 дней, и вечерами, что бы чем-то себя занять, ребята лепили из глины. Так и родилась идея организации фестиваля, где желающие смогли бы перенять навык лепки из глины. На фестиваль приезжают участники из Липецка, Рязани, Калуги, Москвы, Тулы, Бийска. Кроме самого популярного на фестивале обучения гончарному делу, здесь можно узнать, как расписывать стекло, изготавливать самые разные изделия из кожи, и многому другому. Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.

Фотографии с сайта: http://filimonofskay-igrushka.ru/foto_filimonovskoy_igrushki?p=0

Именно на фестивале, можно увидеть весь процесс изготовления гончарных изделий. Начиная лепкой, и заканчивая обжигом в бумажной печи. Только в такой, специально оборудованной, печи, изделия из глины обжигают двумя способами: либо помещая изделие в опилки, либо обмазывая его жидким тестом. Обработанная такими способами глина, приобретает мраморный оттенок, а изделия из нее, своеобразный черный цвет. На фестивале, можно не только самому научиться создавать прекрасные изделия народного промысла, но и продать их на ярмарке, расположенной в центре «фестивальной» поляны, а так же купить понравившиеся вам произведения искусства.

http://www.71r.ru/novosti/kultura/921/

СВЯЗЬ ВРЕМЁН

В экспозиции Одоевского музея Тульской области представлены, как филимоновские игрушки, так и образцы из других регионах России и даже из-за рубежа. В музее есть редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода. Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины, и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха. Здесь можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц. Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.

http://www.filimonovo-museum.ru/museum.html?page=1

* * *

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времён. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон.

Н. Денисов

     ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ

С ПЕСНЕЙ ПО СТРАНЕ

ya-zemlyak.ru

Филимоновская игрушка — Славянская культура

Филимоновская игрушка

Сегодня - рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов. Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки. Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню - Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины - глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.  

Филимоновская игрушка

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

Филимоновская глиняная игрушка

Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна - гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна - гончарной печи. 

Филимоновская глиняная игрушка

Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

Филимоновская глиняная игрушка

Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета - желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи - зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды.

Раскраска зависит от фантазии автора. 

Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь - традиционный рисунок

Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи

глиняная игрушка

- зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды.

глиняная игрушка

Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь - традиционный рисунок

глиняная игрушка

После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

глиняная игрушка

Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

Готовая игрушка

Готовая игрушка

Основные герои - барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка - это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

Основные герои - барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка - это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

А это все стадии изготовления

А это все стадии изготовления

Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

Несколько игрушек из местного музея

Несколько игрушек из местного музея

Несколько игрушек из местного музея

Несколько игрушек из местного музея

С наступающим праздником

С наступающим праздником

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры 

Похожие статьи:

Ремесла → История глиняных игрушек

Ремесла → Этнография русского Севера

История → Традиции, быт, культура кубанского казачества

Ремесла → Старооскольская народная глиняная игрушка

Ремесла → Куда уходят народные промыслы

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Филимоновская игрушка — Википедия с видео // WIKI 2

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    5 754

    5 851

    464

    19 158

    4 157

  • Филимоновская игрушка - Народное творчество, folklore, мастер класс

  • Мастер-класс "Филимоновская игрушка"

  • Филимоновская игрушка

  • Лепим барыню из пластилина

  • Мастер класс Свистулька-петушок

Содержание

Особенности

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

Производство игрушки

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики», потому что филимоновская глина- чрезмерно жирная, при просушке быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. На самом деле это придумали люди,не державшие глину в руках.

Все операции проводятся на мягкой глине, немногочисленные трещинки заглаживаются, при сушке цвет глины становится светло-серым, игрушка немного усыхает,но деформаций и растрескиваний не происходит. По сравнению со многими глинами соседних областей филимоновская глина не жирная и именно это позволяет вытягивать длинные формы,не отвлекаясь на трещины. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Обжиг происходит при температуре 970-1000 градусов в специальных муфельных печах.

Роспись игрушки

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Музей «Филимоновская игрушка»

Экскурсия в музее «Филимоновская игрушка»

В 2009 году при поддержке Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты был открыт музей филимоновской игрушки.

Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11., Музей «Филимоновская игрушка».

Экспозиция в музее «Филимоновская игрушка»

Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки

23-24 августа 2013 года в Одоеве стартовал общероссийский проект — Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки.

Фестиваль проводится при поддержке администрации Тульской области, администрации пгт Одоева, Тульской торгово-промышленной палаты и музея «Филимоновская игрушка» с периодичностью один раз в год.

Литература

  • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.
  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
  • Кузнецов С. В. Жемчужина народного искусства.// Лавка коллекционера № 1 от 2013 г. (№ 131—142), с. 31.

Ссылки

В последний раз эта страница редактировалась 31 июля 2018, в 11:40.

wiki2.org

Филимоновская игрушка. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Филимоновская игрушка раоппа — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. 

История

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре.

Красавец-петух, филимоновскийpinterest button Красавец-петух, филимоновский Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Филимоновская игрушка. Ладья 2010pinterest button Филимоновская игрушка. Ладья 2010 shakko, CC BY-SA 3.0

После Великой Отечественной Войны промысел филимоновской игрушки был на грани исчезновения. В конце 70-х годов был возрожден при содействии государства. В последнее время филимоновский промысел также получил некоторую поддержку от местных государственных органов.

На сегодня в Одоеве работают несколько семей мастеров филимоновской игрушки. Практически все они члены союза художников России.

Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и других странах.

Емеля на печке, филимоновская игрушкаpinterest button Емеля на печке, филимоновская игрушка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В экспозиции Русского музея в городе Санкт-Петербурге находится несколько филимоновских игрушек датированных 60-ми годами.

Действует творческая мастерская «Любота» в Филимоново.

Особенности

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.

Кошечка с птичкой, филимоновская свистулькаpinterest button Кошечка с птичкой, филимоновская свистулька Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.

Поросёночек, филимоновскийpinterest button Поросёночек, филимоновский Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.

У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

Производство игрушки

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой.

Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Роспись игрушки

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Свистулька, филимоновскаяpinterest button Свистулька, филимоновская Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой.

Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.

Каруселька, филимоновскаяpinterest button Каруселька, филимоновская Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц — Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова, не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

ru.russianarts.online

Филимоновская игрушка

филимоновская игрушкаНа уроках я часто рассказываю детям о народных промыслах. В первую очередь нас интересуют глиняные игрушки.

Филимоновская игрушка – одна из старейших в России. Родина промысла – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Предание рассказывает о гончаре Филимоне, который в давние времена жил в деревне, делал глиняные горшки и игрушки. От него будто и название деревни пошло и гончарное дело зародилось. В районе Одоева гончарную посуду производили с XVI века. В XIX веке промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Как и в большинстве промыслов, работали целыми семьями. При этом посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистулечницами».

филимоновская игрушка

Внешний облик игрушки связан со свойствами очень пластичной, жирной местной глины – «синики». Во время сушки она деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится часто заглаживать мокрой рукой. В результате фигурка вытягивается, утончается, приобретая удивительно изящную форму: упругие тела, высокие ноги и непомерно длинные шеи с маленькими головками. Одно животное от другого позволяют отличить только форма головы, рога, уши.

филимоновская игрушкафилимоновская игрушкаИз традиционных персонажей для филимоновской игрушки характерны барыни и солдаты, всадники, реже – крестьянки. Все они удлиненных пропорций и увеличенных размеров (до 20сантиметров). У барынь обычны высокие юбки колоколом. По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой. На голове барыни – шляпка с высоким верхом, иногда и с настоящим куриным пером.

филимоновская игрушкаПочти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, – свистульки, не свистят только петухи и индюки. Как правило, свисток расположен сзади, в хвосте зверей и птиц. У барынь и солдат – свистулька в виде курицы под мышкой.

После сушки и обжига иссиня-черная глина приобретает белый, чуть розовато-желтоватый цвет. Прямо по нему и наносится роспись. В ней три главных цвета – малиново-красный, зеленый и желтый, иногда еще синий или фиолетовый. Роспись выполняют яркими анилиновыми красками, растертыми на яичной эмульсии. Животных, как правило, разрисовывают поперечными полосами – красными, желтыми и зелеными. Яркими мазками оттеняют рога.

филимоновская игрушкаНа человеческих фигурках кофты окрашивают одним тоном – красным, малиновым, фиолетовым, желтым. Поверхность юбок и передников расписывается узорами, составленными из крестов, точек, полос, кругов, овалов, треугольников, звезд.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века. В музеях старые филимоновскиеигрушки  датируются 1920-1930-ми годами. Производство заметно оживилось и обновилось в 1960-е годы. Внимание и интерес к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Старые мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Сегодня в Филимонове игрушку не лепят, но традиции народных мастеров продолжают в Одоеве и Туле. В Одоевской школе искусств детям преподают лепку филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Также в Одоеве есть музей «Филимоновская игрушка».

 Источник

subscribe.ru