Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Богородская игрушка / Ремесла. Богородская резная игрушка сообщение


Сообщение с презентацией на тему: "Богородская игрушка"

Богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины).

с. Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, уже никто не помнит, но более 300 лет из уст в уста передаются два интересных придания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аукав». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «богородской».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

Характерные особенности:

  • Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

  • Расписываются игрушки гуашью, а потом покрываются безвредным масляным лаком.

Характерные черты:

Все игрушки сделаны из липы, причём ошкуренное дерево сначала выдерживают в течение трёх лет под навесом (для того, чтобы в процессе естественной сушки проявились все трещины). Потом целый ствол распиливают на части, а их уже разрубают радиально – они должны быть треугольными (основание треугольника становится основанием игрушки). Затем заготовку приносят в «зарубочную», где топором снимается лишнее.

Следующий этап – обрезка специальным богородским ножом.

Потом деревянную игрушку доводят до совершенства разными стамесками

Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.

Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагойВ конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками.

Традиции и современность

Созданные в середине и во второй половине XIX века деревянные игрушки Подмосковья - это целая галерея персонажей, будто пришедших в музейные витрины из эпохи дореформенной России. В изысканных сложных костюмах жеманно и глуповато улыбающиеся дамы и кавалеры, гусары и барыни стоят на треугольных подставках, слегка выдвинув ногу и чуть склонив голову.

Сейчас появились новые сюжеты и новые игрушки. Сегодняшний медведь играет в футбол, катается на велосипеде, улетает в космос, работает на компьютере.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Камышловский педагогический колледж»

Сообщение

Богородская игрушка

Исполнитель:

Панфилова Ксения

студентка 2 «Б» группы

Руководитель:

Болотова Елена Юрьевна

преподаватель МО ПВД

Камышлов 2014г.

infourok.ru

Реферат Богородская резьба

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Зарождение
    • 1.2 Развитие
    • 1.3 Советское время
    • 1.4 Современность
  • 2 Особенности промысла
  • Примечания

Введение

Марка СССР, 1979 г.

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области)

1. История

1.1. Зарождение

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…»

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становление богородского промысла стали появляються произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

1.2. Развитие

Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов — период расцвета богородского резного кустарного промысла.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции. Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.

Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков.

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций.

В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.

1.3. Советское время

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно одним из ведущих мест. Изменение общественног уклада стимулировало мастерров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.

Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики — в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

Здание фабрики

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричивание» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась. Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г. Л. Дайн еще в 1984 году писала в журнале «Декоративное искусство СССР»: «… маленькой жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно не спасет её теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.»

В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его нестабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители — все эти факторы не способствующие улучшению положения. Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы».

В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1912году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввиду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза — любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.

1.4. Современность

В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.

Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие. [1]

2. Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).[2]

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным[3], превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка

Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

wreferat.baza-referat.ru

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА | Наука и жизнь

Из истории промысла

Кузнецы Мишка и Мужик — символ богородского промысла.

Игрушка с шариком-балансом.

Старое здание главного учебного корпуса Богородской профтехшколы. Фото 1958 года.

Потомственный резчик С. И. Балаев показывает воспитанникам Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово», как делать маятниковую игрушку.

Работа мастера над подвижной игрушкой уподобляется уже искусству не скульптора, а конструктора, собирающего композицию из разных деталей.

Воспитанники Детской академии русской культуры в домашней мастерской потомственного резчика В. Г. Ерошкина (сидит справа).

Ручная работа над игрушкой занимает довольно много времени. Сначала заготовку вырубают топором, затем приступают к обработке стамесками и специальными богородскими ножами.

Село Богородское раскинулось на высоком берегу реки Кунья, неподалёку от Сергиева Посада. Игрушечный промысел зародился здесь в XVII веке под влиянием Троице-Сергиева монастыря — в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный брак.

Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка», «Кавалерия», «Чаепитие» и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Тогда же мастеровые люди основали артель — маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: «Кустарно-игрушечная артель». В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем.

Артель в 1923 году получила название «Богородский резчик». С 1961 года это уже Богородская фабрика художественной резьбы. В 1993-м фабрике возвращается название «Богородский резчик».

В летопись промысла вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых, Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишкиных и др. Эти фамилии — воплощение блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.

Технология изготовления игрушки

Прежде чем игрушка попадает на прилавок, она проходит долгий путь. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. А почему именно из липы делают игрушки? Да потому, что она самая мягкая для резчика, податливая, с ней легче работается. После снятия коры липу просушивают в течение двух-трёх лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. Просушенное бревно распиливают на «чураки», то есть короткие стволы. И только после этого мастер приступает к задуманной работе.

Богородские изделия выполняют как вручную, так и на токарных станках. Ручная работа гораздо сложнее. Заготовку сначала вырубают топором, производят так называемую зарубку, делают пропилы ножовкой по дереву. Эти операции придают изделию общий контур. Затем приступают к обработке стамесками. Готовую нераскрашенную игрушку именуют «бельём».

Динамичные, выразительные, смешные…

Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь деревянные планки — солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких проволочных пружинках.

Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать — эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие забавы — самые лучшие.

Экскурсия в домашнюю мастерскую

Вместе с воспитанниками Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово» мне довелось не раз бывать в Богородском. Последняя наша этнографическая экспедиция в эти края состоялась в феврале нынешнего года. Московские школьники наблюдали за работой и сами трудились в домашних мастерских В. Г. Ерошкина и С. И. Балаева.

На фасаде дома Сергея Ивановича Балаева, дед которого стоял у истоков создания артели, — белым цветом выкрашенные резные фигуры птиц и животных. Проходя мимо, невольно засмотришься.

Сергей Иванович пригласил нас в гости. В его доме всё напоминает о традиционном укладе доброй и крепкой крестьянской семьи. Большая побелённая печка, красный угол с иконами, высокая кровать с многочисленными подушками, старинный комод, на стенах — чёрно-белые фотографии. Есть, конечно, и свой верстак. Располагается он около окна, где больше естественного света, чтобы меньше напрягались глаза. Инструмент — в ячейках тряпичной сумки-раскладки, которая легко раскладывается на верстаке и так же легко сворачивается, не занимая много места. Резцы в такой сумке не тупятся и никого не поранят. На передней стороне верстака закреплена короткая упорная доска, вся изрытая соскакивающими во время работы резцами. Благодаря этой доске, легко заменяемой на новую, верстак не портится. Над верстаком развешаны необходимый резчику столярный инструмент, картонные шаблоны различных изделий. Шаблон накладывают на заготовку и обрисовывают карандашом.

Рядом с верстаком обязательно должен быть пенёк, на котором заготовку зарубают или выпиливают ножовкой. Только после этого начинается обработка изделия стамесками и острыми богородскими ножами. Инструмент и материал резчик подготавливает заранее. Чтобы древесина не пересохла, зимой хранит её в полиэтиленовом пакете, а иногда даже заворачивает во влажную ткань и укладывает в пакет. Пересохший материал резать сложнее.

У профессионалов больших отходов липы в работе не бывает. Ценят каждый кусочек, используют для всяких мелочей. А в печку идут только стружка и сучковатые обрезки.

Сергей Иванович с удовольствием продемонстрировал нам, как он делает маятниковую игрушку «Мальчишка, держащий за хвост Жар-птицу», используя самые простые инструменты — топор, нож, стамески и резцы.

Как стать игрушечных дел мастером

Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном училище. Вступительные экзамены для абитуриентов на базе 9—11-го классов проходят ежегодно в августе. Студенты за период обучения (четыре неполных года) овладевают академическим рисунком, скульптурой, живописью, проектной графикой.

Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу и прилагают немало сил, чтобы студенты могли участвовать в различных конкурсах и выставках. Ежегодно работы учащихся выставляются на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования России» и нередко занимают призовые места.

За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены этой осенью на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург).

Статья иллюстрирована фотографиями, предоставленными педагогическим коллективом Богородского художественно-промышленного училища.

www.nkj.ru

Богородская игрушка / Ремесла | Традиции духа

Богородская игрушка / Ремесла

Игрушка – вещь, без которой не возможна игра как обеспечение яркой и красочной жизни детей, как один из главных способов познания мира. Среди её главных функций не только развлекательная, но и образовательная, и воспитательная, и даже патриотическая. Игрушка является важным фактором психического развития ребенка, обеспечивая поступательное развитие им всех видов деятельности на более высоком уровне, подготовку к будущей взрослой ответственной жизни.  Она всегда была тесно связана с семейными традициями, трудовыми процессами взрослых, особенностями картины мира нации.

Подмосковное село Богородское, расположенное в 29 км. от Сергиева Посада, по праву можно назвать сказочным, ведь именно здесь уже несколько столетий делают невероятной красоты игрушки. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

С 1595 года село Богородское стало собственностью славного Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. В XVI–XVII веках местные крестьяне заложили основы резьбы по дереву, прославившей на весь мир Богородское – «столицу игрушечного царства».

О рождении игрушечного народного ремесла существуют два предания.

По одной из версий, в простой крестьянской семье мать вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука», которой дети очень обрадовались. Но, как известно, детям все надоедает, вот и забросили  они свою игрушку за печку. Собираясь на базар, папа взял с собой «ауку», чтоб показать  торгашам, которые сразу же её купили и заказали еще. С тех пор и началась резьба деревянных «богородских» игрушек.

Вторая легенда рассказывает, как житель Сергиева Посада однажды вырезал куклу в девять вершков из липового чурака и возле святой Лавры продал её купцу Ерофееву, который  решил поставить забавную игрушку в лавке в виде украшения. Но она сразу же вызвала заинтересованность, её купили с выгодой большой для купца. Ерофеев нашел крестьянина и заказал ему целую партию таких же игрушек. Вот и началась славная история богородской игрушки.

Конечно, историческую подлинность приведенных сказаний никто проверять не будет, но достоверно известно, что резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском.

Скупщики Сергиева Посада давали заказы резчикам села Богородское на изготовление так называемого «серого товара» или «белья», который потом по определенной методике обрабатывался и окрашивался. Исследователи утверждают, что на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла.

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Возглавлял артель своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров, которые, в частности, учили молодых учеников народного ремесла. В том же 1913 году была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики.

В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы, что было приурочено к условной дате 300-летия зарождения в Богородском народного художественного промысла. К сожалению, этот процесс «офабричивания» промысла отодвинул живое творческое начало в создании игрушек. Тогда же возникает понятие «художественная промышленность». До сегодняшнего дня фабрика продолжает выпускать свою игрушечную продукцию, радующую новые поколения маленьких россиян.

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее четырёх лет, которые потом пилят и отправляют на зарубку.

Народные мастера, работая примитивным инструментом,  создали из дерева простые, реалистические образы и сюжеты окружающей действительности – фигурки животных и людей, героев басен и сказок.

Особенной популярностью пользуются игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой, что оживляет народную игрушку.

Одной из визитных карточек «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы»: деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные искусно вырезанные фигурки.

«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которые по очереди клюют зернышки. Ею забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Потянешь планки за концы в стороны  – и  фигурки оживают: хитрый мужик и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Всем известный Щелкунчик со сказки Амадея Гофмана и балета Петра Ильича Чайковского имеет своего брата и среди богородских игрушек: русские мастера изготовляли небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемых щелкунов, которые не только служили настольным украшением, но и имели чисто практическое назначение –  щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в его рот вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался.

Русская народная игрушка – крепкая память нашего народа о своем историческом и доисторическом прошлом. Её вид, украшение являются одними из начальных форм освоения человеком окружающей среды. Русская игрушка – достояние нашей народной культуры наряду с родным языком, сказкой, песней, костюмом. Детская любовь многих поколений проверила народные игрушки, несущие в себе высокую духовность художественной культуры и чувства красоты Русского Народа.

tradicii-duha.ru

Богородская игрушка | История | Россия.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

 

Богородская игрушка.

 

Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашенные и редко расписные.

 

Богородская игрушка.

 

Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы. Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой. Обычно обрабатывалась вся поверхность игрушки, в результате чего фигурка получалась гладкой. А так как эту часть работы выполняли женщины и дети, то очень часто замысел мастера пропадал.

 

Богородская игрушка.

 

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах ("Стадо", "Конница", "Солдаты"). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

 

Богородская игрушка.

 

Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Все игрушки сделаны стойким юмором. Мастера богородской игрушки удивительно чувствуют пластику формы и очень лаконично передают ее. В игрушках-шутках нет ничего лишнего, кроме того, в них точно передана динамика.

samovarovo.ru

О богородской игрушке — Славянская культура

О богородской игрушке

В тот яркий день Всемирного фестиваля молодежи и студентов над Москвой-рекой плыла духовая музыка. На празднике народных искусств в шатрах-павильонах, выстроенных вдоль набережной Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, показывали свое умение молодые народные мастера из всех республик страны. 

В павильоне РСФСР мое внимание привлек резчик. Он сидел на низкой скамейке в плотном людском кольце и блестящей полукруглой стамеской ловко снимал стружки с деревяшки. Рядом на столике стояли уже вырезанные из светлого дерева скульптурки медведей, коней, птиц.

Вместе со зрителями я тоже пригляделась к мастеру. Работал он виртуозно. Резал с маху, на глаз, уверенно, строил объем будущей игрушки крупной рельефной резьбой и точно дорисовывал ее мелкой фаской. Стружки тонкие, почти прозрачные, как лепестки, падали к его ногам. И вот уже бока будущего мишки заиграли разными ритмами порезок, имитирующих шерсть животного. А мастер время от времени поднимал на окружающих радостные васильковые глаза, изредка вытирал ладошкой высокий лоб, обрамленный золотистыми кудрями, и, кротко глянув на незакрытый людскими головами кусок неба, старательно продолжал работать.

От этой встречи осталась запись в блокноте: «Алексей Дворников, резчик Богородской фабрики художественной резьбы по дереву. Обязательно съездить в Богородское».

Но поехать удалось не скоро. После Загорска за окном автобуса долго зеленели оливковые стволы осиновых перелесков. Потом начались всхолмленные поля. Еще лежал снег, но воздух уже был прозрачен.

«Интересно, какая из них Богородское?» — думала я, глядя на дальние деревушки, примостившиеся на холмах Московской возвышенности. Вспомнился виденный в Русском музее огромный резной кит. На его спине стоит деревня: у колодца бабы с разговором, по косогору пасется скот, а пастушок, лежа на спине, играет на рожке. Так аллегорически изобразил свою деревню потомственный богородский мастер Александр Дмитриевич Зинин.

Автобус уже взбирался на холм, увенчанный шеренгой многоэтажных домов. Пассажиры стали готовиться к выходу. «Это и есть Богородское?» — удивленно спросила я у попутчицы. Она ответила утвердительно.

Оказалось, что теперь в Богородском — поселок строителей гидроаккумулирующей электростанции. Строители вырубили старые деревенские сады и по-городскому расположились на некогда облюбованной богородчанами Шиховой горе. От большого села с тремя улицами остался крошечный «хвостик» изб с резными наличниками и двухэтажное здание из красного кирпича — местная фабрика художественной резьбы по дереву. Мастера долго искать не пришлось.

Алексей Дворников сидел у окна в маленькой темноватой комнате на первом этаже и резал стамеской липовую заготовку. Мастерил лошадку для будущей композиции. В мыслях он был где-то далеко. Его жена, Таня Балаева, тоже резчица из семьи потомственных богородских мастеров. Федор Сергеевич Балаев, ее дед, был известным резчиком, организатором первой здесь артели.

Богородская резьба

Известно, что любой промысел держится на потомственных мастерах, а в Богородском испокон веков резали игрушки всей семьей. Вот и сейчас три брата Дворниковы режут здесь игрушку. И хотя родились они в другой деревне, в Богородском пустили корни глубоко. — Отец наш всю жизнь плотничал, — начал негромко рассказывать Алексей, — и мы с детства дерево полюбили.

Первым после армии пришел на богородскую фабрику старший брат Михаил. Окончил здесь курсы и стал резать игрушку. Понравилось местное искусство, и скоро перетянул в Богородское и младших братьев.

Говорил Алексей медленно, не прерывая резьбы, задумывался ненадолго, потом вдруг замирал на мгновение и поднимал взгляд, будто стирал с лица лишнее и вбирал самое главное.

Разговор незаметно повернулся к истории промысла. Когда начали резать в Богородском, никто не знает. Те, для кого народная игрушка предмет изучения, утверждают, что история возникновения здесь промысла уходит в глубь веков. Скорее всего он возник под влиянием Троице-Сергиевой лавры, вокруг которой активно развивались ремесла. Деревянные изображения людей и зверей были в глубочайшей древности в обычаях восточных славян.

Богородская игрушка

В Богородском издавна резали забавные игрушки из мягкой древесины осины или липы. Белые резные изделия, так называемое белье, богородчане отвозили в Сергиев Посад. Там фигурки раскрашивали, и скульптурное мастерство наполнялось тонким юмором. Фатоватых гусаров, жеманных барынь, хитроватых мужичков, мечтательных пастушков быстро раскупали на ярмарках. Но особым спросом пользовались игрушки для детей. Главной их особенностью было несложное, но метко переданное движение, которое достигалось прикреплением фигурок на планках, на балансе или пружинках. И получалось, что, дернув за шнурок, ребенок приводил в движение дровосека, который рубил дрова, или скачущего всадника, или клюющих зерна кур.

Богородчане владели удивительным умением создавать из дерева целый мир зверей и птиц, наделяя их особыми характерными чертами: угловато-грациозных коней, настороженных изящных птиц, апатичных коров, мешковатых медведей...

Символом богородского искусства стала одна из ранних игрушек — «кузнецы», изображающая мужичка и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по наковальне их деревянные молоточки. Рассказывают, что в конце прошлого века на Всемирной выставке в Париже «кузнецов» увидел знаменитый французский скульптор Роден. Он долго любовался работой деревенских резчиков и назвал ее гениальным произведением народного искусства.

Резьбой в деревне занимались в основном мужики. И это не случайно. Здесь, кроме мастерства, необходимо обладать еще и физической силой, быть свободным от других дел в хозяйстве, чтобы полностью отдаться этой кропотливой работе. Хотя вся семья, как правило, тоже принимала участие в работе. Обычно старший приготовлял материал и зарубал топором на нем основную форму будущего изделия без каких-либо предварительных эскизов. Малоопытному такая работа не по силам. Младшие дети ошкуривали готовые фигурки, делали другие малоквалифицированные операции.

Мастера располагались у лавки с инструментами на низких скамейках-«сиделках». В полусогнутом положении работали по 14—16 часов в сутки. При этом левую ногу выше колена туго обматывали тряпкой — это предохраняло ногу от порезов во время обработки дерева. Каждая семья специализировалась лишь на одном-двух видах игрушки. Мастера подразделялись на «фигуристов», умело резавших человеческие фигурки, «зверистов» и «птичников». 

Богородская игрушка

Рассказывая, Алексей взглядывал на окошко. За белыми штабелями бревен серая громада девятиэтажки закрывала дальние холмы и солнечный свет. Но вот случайный луч солнца упал на руки мастера. И я внимательно вгляделась, как он держит инструмент.

Большой палец левой руки помогал длинной блестящей стамеске входить в дерево, но тут же отскакивал от нее, как только лезвие брало стружку. Научить палец помогать стамеске, чтобы нажим получался сильным и быстрым, самое трудное. Ровный надрез — фаска, еще надрез — фаска. Ритмичная фаска, как мазок, изображает шерсть животного, складки одежды человека, перья птицы, траву...

Наставниками Алексея Дворникова были известные богородские мастера Максим Иванович Смирнов и Михаил Николаевич Орлов. Они научили молодого мастера бережно относиться к материалу, сохранять сам блок дерева, его многослойность — красоту древесины и извлекать из этого необходимые художественные эффекты. Усвоил он и маленькие секреты ремесла. Например, человеческую фигурку лучше строить в чурке-трехграннике, что получается при раскалывании полена на четыре, шесть, восемь и более частей, а медведь или лошадь лучше вписывается в «горбушку» — полукруглый кусок дерева.

Под зорким взглядом наставников Алексей намечал основные скульптурные формы, потом выявлял силуэт, прорабатывал детали и наконец окончательно отделывал скульптуру. Он старательно запоминал советы опытных мастеров и постепенно нащупывал свою тропку.

Дворников взглянул на большую фотографию, прикрепленную к стене. Пожилой человек с высоким лбом и густыми бровями внимательно рассматривал игрушку на ладони.

— Это Иван Константинович Стулов, знаменитый богородский мастер. И я и мои наставники считаем его своим учителем. По его работам, наверное, будут учиться еще многие поколения богородских резчиков.

Алексей наклонился к работе, но не взял стружки. — А на творческий путь меня поставил Николай Михайлович Шипеев, — продолжал вспоминать Алексей. Он отложил нож и, поискав что-то в ящике, поставил на стол коричневатый слепок: старичок на полусогнутых ногах что-то спрашивает у сидящей на дереве птицы.

— «Вещая птица» — это моя первая самостоятельнная работа, благословленная Шипеевым, — пояснил Алексей.

Шипеев научил его лепить образцы новых работ в пластилине, а потом уже переводить задуманное в дерево.

— Принесу, бывало, ему лепочку, — продолжал Дворников, — он повертит в руках и вернет недовольно. «Давай, скажет, учись дальше красоте, делай не как все, а как сам видишь. Помни, что наша игрушка на то и придумана, чтобы удивлять и веселить душу».

Прилежность и старательность быстро вывели Дворникова в группу ведущих мастеров. Ему сравнительно быстро удалось найти свою интонацию, изначально замешенную на деревенском быте, тесном общении с природой. Позже у него дома я посмотрела некоторые его работы из светлой липы: лисичка с хитроватой улыбкой вяжет длинный носочек, веселые зайцы лихо косят траву, семья журавлей отдыхает у гнезда, умная собачка возле елки «сигналит» хозяину, утка заботливо следит за купанием деток...

Народная игрушка

В игрушках Дворникова много свежести, простодушия, забавности. Но забавность — это только одежка. Народную игрушку с давних пор мастерили, чтобы учить ребенка, в нее мастер вкладывал все, что хотел видеть в подрастающем поколении. Ну а чему может научить та же лиса-рукодельница или свившая уютное гнездо птичья семья? Трудолюбию, ласке, радости, добру. Могут порадовать и повеселить ребенка.

Мастер опять посмотрел в окно на штабеля ошкуренных кругляков. И вдруг заговорил о дереве.

— Режем только из липы. Мягкое, податливое дерево, приятно и легко работать с ним. И изделия из него очень легки, с теплым оттенком светлого солнечного цвета. А из осины и ольхи резать тяжело. Древесина у них быстро сохнет, желтеет, скалывается.

Он долго молча резал, не поднимая головы.

— Липы здесь, говорят, никогда и не было. Раньше возили из Горьковской и Пермской областей, а теперь возят из Башкирии. Липы в лесу вообще немного, а ее надо выбрать на лесоповале, отделить, распилить, доставить. Потом два-три года она у нас сохнет на заднем дворе. И только тогда сгодится для резьбы.

Лошадка из светлого дерева была почти готова. Мастер поставил ее на стол и придирчиво осмотрел со всех сторон. Нашел какую-то погрешность и опять стал дорабатывать стамеской. А мне со стороны казалось, что в скульптурке уже все слито в музыкальном созвучии и ритме. И что передо мной чистый «зверист». Алексей хитровато улыбнулся.

— Нет, меня прозвали здесь «птичником», хотя из тридцати работ я сделал всего три с птицами: глухарей, семью журавлей и еще фазана. Это Василий у нас любит резать коней, пристрастился к ним еще в профтехшколе. А старший, Михаил — «медвежатник»...

Лауреат премии Ленинского комсомола Михаил Дворников — главный художник богородского промысла. Нелегкая эта должность для резчика, но Михаил согласился попробовать. Во время нашей встречи я обратила внимание, что он мало походил на спокойного, раздумчивого Алексея. Бросались в глаза спортивная подтянутость, жилистость, озабоченность на обветренном лице.

Чем же озабочен главный художник?

Заботы оказались непростые. В последние годы промысел потерял много талантливых мастеров. Ушел Михаил Федорович Баринов. Его играющие на гитаре медведи имели большой спрос и за рубежом. Расстался с промыслом Николай Михайлович Шипеев. Нынешнее поточное производство глушит творческую индивидуальность.

Как же закрепить кадры талантливых резчиков?

— Есть выход, — говорит Дворников, ставя играющего на гитаре медведя на полку. — Надо переходить на авторскую продукцию.

По его мнению, это поддержит талантливых мастеров, поднимет творческую заинтересованность и в итоге поможет дальнейшему развитию промысла.

Так что же мешает?

— Для начала мы попробовали, дали авторские заказы пяти из ста двадцати резчиков. Но... Эта инициатива почему-то не нашла поддержки у руководства и плановых служб. Так уж случилось, что фабрика художественной резьбы по дереву издавна отчитывается перед министерством местной промышленности по количеству и наименованиям изделий. А художественность изделий? Это почему-то в счет не идет.

Народная игрушка

Беспокоит Дворникова и то, что среди отдельных молодых мастеров появились поклонники модернизма. Но богородская игрушка всегда была интересна своими реалистическими чертами, узнаваемостью, простодушием. Многие поколения мастеров черпали вдохновение в чистом источнике народного опыта. Если забыть эту копилку, не будет и богородской игрушки.

Дворников уверен, что традиционные способы резьбы по дереву, накопленные в промысле, необходимы для творческой работы и в наши дни. Их эстетические мерки нисколько не препятствуют развитию исполнительского мастерства, созданию произведений современных и вместе с тем крепко связанных с давним богородским искусством.

Художник считает, что часть модернистских настроений исходит от выпускников местной профтехшколы. Так уж сложилось, что в школу набирают юношей и девушек из всех областей и республик.

Ежегодно из шестидесяти выпускников местной профтехшколы, созданной специально для подготовки кадров резчиков, в Богородском остаются работать только два-три специалиста. Остальные, усвоив, что заработки на фабрике невелики, что с жильем нелегко, уезжают под разными предлогами.

С другой стороны, разрушается и вековая традиция наследования мастерства. Местные ребята давно поглядывают на город и не очень-то хотят оставаться в родном гнезде. Вот и сын известного здесь в прошлом резчика, заслуженного художника РСФСР Николая Ивановича Максимова не пошел по стопам отца, работает строителем. Изменили промыслу и дети потомственных мастеров Ерошкина, Пучкова, Устратова, Барашкова, Приданова...

Может быть, когда-нибудь и будет сниться им по ночам родное село, сказочные игрушки, созданные их отцами. А пока держится богородский промысел на энтузиастах, влюбленных в эту удивительную сказку из мягкого дерева.

Е. Фролова

Похожие статьи:

Ремесла → Столица деревянной ложки

Ремесла → Гончарное мастерство дорюриковских времен

Ремесла → Богородская фабрика игрушек

Ремесла → Бубен своими руками

Ремесла → Виды хохломской росписи

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

— Народные ремесла.Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в и

Народные ремесла.

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок БогородскоеСергиево-Посадского района Московской области России.

Город Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада.

Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…».

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Богородская резьба выполняется при помощи специального богородского ножа «Щучка»..

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

galactikka.com