Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Свердловский областной Башкирский Центр. Башкирский орнамент узор


2. СТРУКТУРА ОРНАМЕНТА.. Башкирский орнамент

Похожие главы из других работ:

Башкирский орнамент

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры...

Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента

ГЛАВА 1. ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МОТИВ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА

...

Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья

2.1 Характеристика русского орнамента

Орнамент - язык тысячелетий. Слово «орнамент» происходит от латинского ornare и в буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Академик Б. А. Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры...

Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья

2.2 Символика русского орнамента

Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории, культуры народа...

Древнерусский орнамент и орнамент эпохи Возрождения в декоративно-прикладном искусстве

1.1 Истоки древнерусского орнамента

Культура России - явление гораздо более молодое, чем культура стран Западной Европы, и не случайно в период Средневековья ее называют Древней Русью. В то время, когда на Руси существовала еще органично целостная, национальная...

Исследование орнаментального искусства и применение орнамента в изделии

1.1 Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки

Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Мотив, ограниченный конструкцией, размерами предмета, не повторяется (например, единичное изображение всадника или птицы...

Исследование орнаментального искусства и применение орнамента в изделии

1.2 Орнамент в книгах. Особенности книжного орнамента

Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют орнамент. Это заставки, находящиеся перед началом книги, перед отдельными ее главами или статьями и т.п.; более или менее украшенные...

Метрические ряды в декорировании на примере прикроватного столика

1.4 Понятие и виды орнамента

Орнамент (лат. ornemantum -- украшение) -- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)...

Орнамент стиля модерн

Глава I. Репрезентация орнамента стиля модерн в живописи

...

Отражение основ национальной культуры в символике орнамента марийского костюма

2.1 Роль и место орнамента в марийском народном искусстве

Марийское народное искусство имеет многовековые традиции. Свое отношение к красоте марийцы выражали в бытовых предметах, одежде, украшениях. Особенно это ярко проявилось в декоре народного костюма, а именно в вышивке...

Росписи Северной Двины. Традиции и современность

2.1 Знаки орнамента

Ромб, треугольник, кресты, круги, квадраты - все эти и другие элементы, символы, знаки орнамента составляют своеобразный алфавит, и каждый знак в этом орнаменте имеет или имел свой смысл...

Советские и российские синологи о керамике культуры Яншао

3.1 Виды орнамента

Изучение способов и видов украшений сосудов культуры Яншао - важное звено в исследовании керамического производства эпохи неолита в Китае...

Якутский орнамент

1. Историография якутского орнамента

Историография якутского народного искусства в теоретическом плане недостаточно разработана специалистами. До прихода русских якуты были бесписьменным народом. Представление народа о красоте...

Якутский орнамент

2. Классификация якутского орнамента

Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века. Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна...

Якутский орнамент

3. Виды якутского орнамента

...

cult.bobrodobro.ru

Башкирский орнамент — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Башкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.

История

В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.

Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.

Орнамент

Башкирский орнамент симметричен и отражает восприятии мира людьми. Он содержит в себе протипоставляемые явления: день — ночь, жизнь — смерть, свет-тьма, мужское — женское, левое — правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур. Для сохранения целостности композиции вводится центральный элемент орнамента.

Центральной элементом орнамента является женская фигура, изображение дерева или символический ромб. Женская фигура символизирует образ богини всего сущего, дерево — древо жизни, ромб ♦ — символ земли-пашни.

Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар ¥ — символ завитых бараньих рогов и символ трав, солярный знак ֔֕ — круг, изображение солнца в виде окружности с лучами, сердечко ♥ — обозначает гостеприимство.

В башкирских орнаментах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир.

Орнаментом украшались воротники, вырезы, застежки, края рукавов и подола одежды. Края с орнаментом считались недоступными для порчи. Украшенные орнаментом элементы дома делали дом недоступным для злых духов. Украшались ворота, ставни, наличники окон, края крыш. Формы орнамента, треугольник и ромб, круг, являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб — в фас. Считалось, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий.

Орнаментальные комплексы

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, связанных с приемами исполнения.

  • Простые геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов ×, ромбов, кругов Ο, вихревых розеток — входят в состав сложных орнаментальных узоров в форме бордюра или розетки.
  • Узоры из спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн ≈ , пальметок, треугольники — изображаются на амулетах.
  • Узоры растительного происхождения — используются в орнаменте тамбурной вышивки для одежды.
  • Сложные многоугольники, восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы, многоугольники с отростками, парные роговидные завитки — используются для соединения в сложные розетки или сетки.
  • Геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур.
  • Квадраты, ромбы, стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры — используются в ткачестве, счетной и строчевой вышивке[1].

Орнамент в вышивке

Для вышивки характерен растительный узор. Цветовая гамма — красный, желтый и зеленый цвета. Используется контрастное чередование цветов. Спиралевидные узоры в орнаменте используются для аппликации тканью и вышивания «косой сеткой», ромбовидный и х-образный орнамент — для ткачества и бесконтурных гладевых вышивок.

В вышивке используются следующие приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, розетками или сплошной сеткой.

Напишите отзыв о статье "Башкирский орнамент"

Примечания

  1. ↑ [stranamasterov.ru/node/636545 Традиционный башкирский орнамент в обереге - амулете | Страна Мастеров]

Литература

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.
  • Башкирский орнамент // Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» / Сост. Бенин В. Л. — Уфа : Китап, 1998. — С. 51 — 57.
  • К вопросу о финно-угорском компоненте в башкирском орнаменте // Тез. докл. региональной конф. «Проблемы взаимодействия национальных культур». — Астрахань: Изд-во Астраханского пед. института, 1995. — Ч. 1 : Межэтнические общения в полиэтническом регионе. — С. 44- 46.
  • О параллелях в вышивке северных удмуртов и башкир: Материалы межд. конф. «Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры». В 2-х тт. — Сыктывкар, 1996. — С. 199—204.
  • Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — 2005. — № 3. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1683-3554&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4....EK*&debug=false 1683-3554].
  • Мажитов Н. А. [vatandash.ru/index.php?article=2291 Якутская загадка для археолога Южного Урала] // Ватандаш. — 2013. — № 5. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1683-3554&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4....EK*&debug=false 1683-3554].
  • Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
  • Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.

Ссылки

  • www.hnh.ru/culture/2011-01-12-7
  • lib.a-grande.ru/ornament.php
  • Бикбулатов Н. В., Фархутдинова Г. Г. Орнамент башкирский.// Башкортостан: краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — С. 451—452. — 672 с. — ISBN 5-88185-001-7.

Отрывок, характеризующий Башкирский орнамент

Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце. – Опять таки, полковник, – говорил генерал, – не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу , я вас прошу , – повторил он, – занять позицию и приготовиться к атаке. – А вас прошу не мешивайтся не свое дело, – отвечал, горячась, полковник. – Коли бы вы был кавалерист… – Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно… – Очень известно, ваше превосходительство, – вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно багровым. – Не угодно ли пожаловать в цепи, и вы будете посмотрейть, что этот позиция никуда негодный. Я не хочу истребить своя полка для ваше удовольствие. – Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю. Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто всё их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно, и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего, и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу. Эскадрон, где служил Ростов, только что успевший сесть на лошадей, был остановлен лицом к неприятелю. Опять, как и на Энском мосту, между эскадроном и неприятелем никого не было, и между ними, разделяя их, лежала та же страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Все люди чувствовали эту черту, и вопрос о том, перейдут ли или нет и как перейдут они черту, волновал их. Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам. «Поскорее, поскорее бы», думал Ростов, чувствуя, что наконец то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей гусаров. – С Богом, г'ебята, – прозвучал голос Денисова, – г'ысыо, маг'ш! В переднем ряду заколыхались крупы лошадей. Грачик потянул поводья и сам тронулся. Справа Ростов видел первые ряды своих гусар, а еще дальше впереди виднелась ему темная полоса, которую он не мог рассмотреть, но считал неприятелем. Выстрелы были слышны, но в отдалении. – Прибавь рыси! – послышалась команда, и Ростов чувствовал, как поддает задом, перебивая в галоп, его Грачик. Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. «Ох, как я рубану его», думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли. – О о о а а а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо. «Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит…» в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом. Высвободив ногу, он поднялся. «Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?» – он спрашивал себя и не мог ответить. «Уже не дурное ли что нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?» – спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. «Ну, вот и люди, – подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. – Они мне помогут!» Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.

wiki-org.ru

Башкирский орнамент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Культурология».

На тему: «Башкирский орнамент».

Выполнила: Ситникова Ю.А

Группа: ГЗ-2, Шифр: №

Проверила: доц.конд.хим. наук

Тимофеева М.Ю

УФА-2007

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………...3

1.Орнамент, как явление национальной башкирской культуры………….3

2.Структура орнамента………………………………………………………4

3.Значение орнамента в истории развития культуры……………………...6

Заключение…………………………………………………………………...6

Список литературы…………………………………………………………..7

ВВЕДЕНИЕ.

Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

1. ОРНАМЕНТ КАК ЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАШКИРСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Башкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.

Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста.

2. СТРУКТУРА ОРНАМЕНТА.

Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен. Композиция очень емко и образно рассказывает о восприятии мира людьми. Весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, мужское - женское, левое - правое и т. д. Это показано через симметрию противостоящих фигур животных. Для того, чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий - золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Центральной в подобных композициях чаще всего являлась женская фигура, иногда изображение дерева. Порой центральное место занимал символический ромб. Такие замены неслучайны и логичны, так как и женская фигура (образ богини всего сущего), и дерево (древо жизни), и ромб (символ земли-пашни) - это символы плодородия, жизнедающего начала.

На башкирских хараусах можно встретить как сильно стилизованную антропоморфную фигуру в центре композиции, так и изображение дерева. Композиция узоров башкирских хараусов многовариантна. Ее нельзя рассматривать как простое заимствование орнаментального сюжета. Соединение в одной композиции коней, дерева, человека, птиц не противоречит народным представлениям. "В башкирском фольклоре, - отмечает исследователь М. М. Сагитов, - в критических ситуациях конь принимает вид священного родового дерева тополя, могучие ветви которого поднимают героя на недосягаемую высоту и тем спасают от врага-преследователя. Мотив превращения коня в родовое дерево характерен для тюркско-монгольского эпоса".

Композиции с конями на хараусах интересны еще и тем, что в верхних углах композиции над конями симметрично расположены фигуры, обозначающие двух птиц, которые представляют небо. "В башкирском фольклоре,- отмечает М. М. Сагитов, - обычно изображаются три мира: небесный, земной и подземный или подводный. На земле живут обыкновенные люди, а подземный мир населен враждебными для людей и небожителей духами и чудовищами". Подобные композиции с двумя конями и птицами над ними, обращенными к центральной фигуре, встречаются не только у башкир, но и в чувашской и русской вышивке, в орнаменте финно-угорских народов.

В узорах на хараусах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир. Исламская культура обусловила высокую степень стилизации первоначально реалистических форм, что затрудняет "чтение" орнамента и реконструкцию древнейших представлений народа.

С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде, и на жилище. В одежде украшались орнаментом прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять" (из книги Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева и С. Н. Шитовой "Декоративное творчество башкирского народа").

В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшались, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской одежде и на других предметах. Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две.

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры. Давно забыты первоначальные трактовки тех или иных орнаментальных мотивов и сюжетов, но это становится уже неважным, когда передаются приемы и сюжеты от поколения к поколению, т. к. важным является сам факт преемственности. Преемственность - вот основное качество традиционной национальной культуры, благодаря которому некоторые сюжеты или элементы орнамента могут существовать не изменяясь на протяжении столетий и тысячелетий. Такая устойчивость орнамента помогает при изучении ушедших в прошлое народных представлений, а также позволяет использовать его как исторический источник.

Технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров зачастую являются концентрированным выражением истории народа: его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурных взаимодействий с соседними народами. Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, т. к. архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента - это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны. У других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные Для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент. Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру- культуру наших предков. И также башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во: Китап, 1994 г.

2.История и культура Башкортостана: Учеб. Пособ.- Уфа: УГНТУ, 2001.- 107ст.

3.Хисаметдинов Ф.Г История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср. спец.уч.з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003.-280 ст.

4.Культура народов Башкортостана: история и современность: Материалы регион. Науч. Конференц. посвящённая памяти Д.Ж.Валеева/ отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа: РИО БашГУ 2003-282ст.

5.Каримов К.К «Культура Башкортостана(1917-2000)» Уфа: Галем,2006

doc4web.ru

Башкирский орнамент - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Башкирский орнамент

Cтраница 1

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением.  [1]

Башкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты.  [2]

Для башкирского орнамента характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.  [3]

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы выполнены в технике счетных вышивок ив ткачестве. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.  [4]

В башкирском орнаменте также широко представлена символика заклинания растительного плодородия, произрастания.  [5]

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар - Р - символ завитых бараньих рогов и символ трав - тематика кочевого скотоводческого народа; и более поздние его модификации: спиралевидные и S-образные завитки, а также ромбы с многоплановыми вариациями.  [6]

В цветовом отношении башкирский орнамент полихром-ный, яркий, многоцветный; колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый, а в узорах налобных повязок - Нарауыс - имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.  [7]

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак О, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами Ф или вихревой розетки Ф, которыми украшаются в основном еляны ( род верхней одежды), в этом элемент; мы также видим тамгу кубалякского рода, названную кругом, или чашу у теляуского рода. Элемент свастика г, встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном м: ире, в Центральной и Южной Америке, средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство &, также свойствен другим народам.  [8]

Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага.  [9]

В народном искусстве орнамент является основным видом, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюром, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой, или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келэм ( ковры) расчленены на поле и канву. Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва - из ритмически повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхняя и нижняя полосы - более мелкими и зеркально повторяют друг друга.  [10]

Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета.  [11]

Подобное соединение в одном изобразительном сюжете символов скотоводческого плодородия и символов заклинания сил растительного произрастания объясняется, видимо, зависимостью скотоводческого хозяйства от пастбищ. В башкирском орнаменте растительные и скотоводческие символы заклинания плодородия дополняют друг друга. Интересно сопоставить элементы башкирской вышивки с мотивом рожаниц в русской вышивке. Иногда соединение символических заклинательных элементов составляет единый сюжет композиции.  [12]

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак О, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами Ф или вихревой розетки Ф, которыми украшаются в основном еляны ( род верхней одежды), в этом элемент; мы также видим тамгу кубалякского рода, названную кругом, или чашу у теляуского рода. Элемент свастика г, встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном м: ире, в Центральной и Южной Америке, средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство &, также свойствен другим народам.  [13]

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением.  [14]

Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник - в профиль, ромб - в фас.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Башкирский орнамент у разных исследователей в 1925 г в монографии «Башкиры» С. И. Руденко впервые дал описание башкирского орнамента. В орнаменте им были опре¬делены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах

Башкирский орнамент у разных исследователей

В 1925 г. в монографии «Башкиры» С.И. Руденко впервые дал описание башкирского орнамента. В орнаменте им были опре¬делены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах

В башкирском декоративно-прикладном искусстве Бикбулатов Н.В. И Кузеева Р.Г. выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.

К проблемам происхождения мотивов башкирского орнамента обращались и археологи. Первый опыт соотнесения археологических и этнографических материалов по орнаменту башкир принадлежит С.И.Руденко, который, благодаря находкам на Алтае, относил происхождение некоторых мотивов и техники тамбурной вышивки к I тыс. до н.э.

К проблемам происхождения мотивов башкирского орнамента обращались и археологи. Первый опыт соотнесения археологических и этнографических материалов по орнаменту башкир принадлежит С.И.Руденко, который, благодаря находкам на Алтае, относил происхождение некоторых мотивов и техники тамбурной вышивки к I тыс. до н.э.

Р.Б. Ах­меров истоки многих башкирских мотивов связывает с сарматскими традициями. Н.А. Мажитов соотносит с археологическими материалами V-IX вв. мотивы кускарной вышивки башкир.

Некоторые мотивы, общие для орнамента чуваш, башкир, марийцев, мордвы

Цвета в башкирском орнаменте

Модные тенденции 2012г

Перед тем, как начать разрабатывать эскизы изделий, нам стало интересно узнать, а какие основные модные тенденции будут иметь место в новом 2012 году?

Модными материалами этого года являются мех, кружево, кожа, трикотаж, бархат, шифон, шелк. Но надо отметить, что трикотаж - самый востребованный материал современности: в 2012 году из него будут изготавливаться практически все элементы одежды.

В цветовой гамме применяются следующие сочетания: неброская гамма, символизирующая воздержанность и опрятность или же смелая, вибрирующая, оптимистичная, жизнерадостная палитра или же современная живописная палитра, полная контрастов. Основные цвета - бежевый, оливковый цвет, оттенки коричневого, синего и изумрудно-зеленого. Черный, белый и красный - это классика, поэтому эти цвета обязательны.

«Основной девиз на 2012 год - «все новое - хорошо забытое старое». Классика смешивается с фольклорными образами и стилем casual. Модно сочетать рисунки в одном изделии, навеянные различными, часто противоположными темами и источниками. Смешение классических, фантазийных и природных мотивов».

Этапы выполнения творческой работы.

Разработка и прорисовка эскизов

Последовательность выполнения изделий в материале

И, наконец, мы приступили к вязанию

Список литературы:

1. Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.

2. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963.

3. История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001.

4. Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение, 2003, №9. – С.12-16.

5. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.

6. Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979.

7. Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003.

8. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002.

9. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск. Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955.

10. Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. – С.160-182.

11. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа, 2006.

12. Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа. Сайт http://ufaschool118.narod.ru/ORNAMENT.htm

13. Сайт http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_kovry_koshmy/0-38. Статья Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент.

Терминологический словарь

Тастар – полотенцеобразный платок. Им обматывали голову,

оставляя открытым только лицо, один вышитый конец оставляли на груди, а другой перебрасывали на спину. Носили их пожилые женщины.

Харауыс – продолговатые лоскутки холста с вышивкой. Они служили налобными повязками.

Kашмау – головной убор замужних женщин на юге Башкирии - кашмау. Он состоял из плотно охватывающей голову, сплошь покрытой кораллами и монетами шапочки-шлема с отверстием на макушке. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица женщины. На спину халата от кашмау спускалась неширокая, но длинная лопасть, вышитая цветными бусинками, бисером. Лопасть должна была закрывать волосы женщины.

Тамбурный шов представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой, и напоминает цепочку. Если старинные тамбурные вышивки выполнялись иглой, то в начале XX в. стали применять специальный крючок и пяльцы.

Шаршау - декоративные полотенца, составляющие основное убранство жилища

rpp.nashaucheba.ru

Башкирский орнамент - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Башкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.

История[ | ]

В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.

Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.

Орнамент[ | ]

Башкирский орнамент симметричен и отражает восприятии мира людьми. Он содержит в себе протипоставляемые явления: день — ночь, жизнь — смерть, свет-тьма, мужское — женское, левое — правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур. Для сохранения целостности композиции вводится центральный элемент орнамента.

Центральной элементом орнамента является женская фигура, изображение дерева или символический ромб. Женская фигура символизирует образ богини всего сущего, дерево — древо жизни, ромб ♦ — символ земли-пашни.

Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар ¥ — символ завитых бараньих рогов и символ трав, солярный знак ֔֕ — круг, изображение солнца в виде окружности с лучами, сердечко ♥ — обозначает гостеприимство.

В башкирских орнаментах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир.

Орнаментом украшались воротники, вырезы, застежки, края рукавов и подола одежды. Края с орнаментом считались недоступными для порчи. Украшенные орнаментом элементы дома делали дом недоступным для злых духов. Украшались ворота, ставни, наличники окон, края крыш. Формы орнамента, треугольник и ромб, круг, являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб — в фас. Считалось, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий.

Орнаментальные комплексы[ | ]

Первый комплекс Второй комплекс Третий комплекс Пятый комплекс Шестой комплекс

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, связанных с приемами исполнения.

  • Простые геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов ×, ромбов, кругов Ο, вихревых розеток — входят в состав сложных орнаментальных узоров в форме бордюра или розетки.
  • Узоры из спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн ≈ , пальметок, треугольники — изображаются на амулетах.
  • Узоры растительного происхождения — используются в орнаменте тамбурной вышивки для одежды.
  • Сложные многоугольники, восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы, многоугольники с отростками, парные роговидные завитки — используются для соединения в сложные розетки или сетки.
  • Геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур.
  • Квадраты, ромбы, стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры — используются в ткачестве, счетной и строчевой вышивке[1].

Орнамент в вышивке[ | ]

Для вышивки характерен растительный узор. Цветовая гамма — красный, желтый и зеленый цвета. Используется контрастное чередование цветов. Спиралевидные узоры в орнаменте используются для аппликации тканью и вышивания «косой сеткой», ромбовидный и х-образный орнамент — для ткачества и бесконтурных гладевых вышивок.

В вышивке используются следующие приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, розетками или сплошной сеткой.

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.
  • Башкирский орнамент // Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» / Сост. Бенин В. Л. — Уфа : Китап, 1998. — С. 51 — 57.
  • К вопросу о финно-угорском компоненте в башкирском орнаменте // Тез. докл. региональной конф. «Проблемы взаимодействия национальных культур». — Астрахань: Изд-во Астраханского пед. института, 1995. — Ч. 1 : Межэтнические общения в полиэтническом регионе. — С. 44- 46.
  • О параллелях в вышивке северных удмуртов и башкир: Материалы межд. конф. «Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры». В 2-х тт. — Сыктывкар, 1996. — С. 199—204.
  • Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — 2005. — № 3. — ISSN 1683-3554.
  • Мажитов Н. А. Якутская загадка для археолога Южного Урала // Ватандаш. — 2013. — № 5. — ISSN 1683-3554.
  • Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
  • Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Свердловский областной Башкирский Центр - Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент

   На протяжении многих веков ведущим хозяйственным занятием башкир, как указывалось, было, полукочевое скотоводство, которое давало помимо продуктов питания шерсть и кожу. Шерсть nullиз-за ее мягкости, эластичности и легкости, способности длительное время сохранять тепло была универсальным сырьем для изготовления войлока и ковров, без которых невозможно представить жизнь скотовода в суровой степи. Сама жизнь заставляла башкир, как и других скотоводческих народов Евразийских степей, заниматься войлочным и кожевенным ремеслом. Войлок из всех предметов кочевого быта был наиболее распространенным ввиду его универсальности. Им крыли жилище – юрту, застилали пол, завешивали ею решетчатые стены. Войлок заменял мебель: на нем работали; отдыхали, ели, молились, принимали гостей. Искусные мастера получали тончайшие его сорта белого цвета. Из него шили обувь, одежду, части конской упряжи (войлок для хомута, седелки). Им украшали жилье. Сложенные вместе с шерстяными паласами, перинами, подушками и одеялами на сундуках или расписных деревянных подставках и перетянутые декоративной лентой кошмы создавали особый интерьер и уют в войлочной юрте, позже в деревянном доме.    Он довольно широко применялся и в народной медицине. И поныне порезы раны нередко лечат опаленным войлоком, что дает удивительный позитивный результат. Войлок у конных номадов евразийских степей был и предметом вооружения. Вместо дорогостоящих и ввиду этого не всегда доступных рядовому кочевому скотоводу цельнометаллических доспехов, тем более сковывающих движение, воины степного мира носили легкие войлочные доспехи, не уступавшие по прочности западным кольчугам. Элемент вооружения ратника на поле брани в мирное время становился предметом ритуала. У башкир для встречи невесты у дома жениха собирались родственники, односельчане, соседи, мужчины и женщины, взрослые и дети. Как только свадебный поезд подъезжал к дому, один из встречающих отворял ворота, а другие брали лошадей под уздцы и вводили подводы во двор. Как только въезжала последняя подвода, раздавался ружейный выстрел, извещающий о прибытии килен (невесты). Однако невеста не сразу сходила с подводы (в прошлом – с лошади). Свекровь (мать жениха) подводила к ней телку (свой подарок) со словами "Сойди, невестушка, пусть ноги твои будут благословенны”. Невеста сходила с подводы и наступала на подушку или войлок, брошенные ей под ноги. Затем она в сопровождении женщин направлялась в дом, за порогом которого свекровь подавала ей ложку меда, затем масло. Башкиры считали, что мед и масло означали пожелание невесте сладкоречивости и мягкости в обращении с людьми, а подушка или войлок олицетворяли доброту нрава, спокойную жизнь. Перечислить все сферы применения войлока весьма затруднительно, многое в памяти народа не сохранилось. Однако и этого достаточно, чтобы убедиться в том, что значение войлока в кочевой жизни было большим. Упомянутый выше исследователь Оренбургского края В.М.Черемшанский, подчеркивая значимость войлочных изделий для кочевых башкир, писал: "Занятия женщин во время кочевки несравненно разнообразнее и обременительнее, потому, что все обязанности домашних работ лежат преимущественно на их ответственности. Так, в продолжение целого лета они занимаются уходом за коровами и кобылицами, доят их, приготовляют кумыс, из коровьего молока бьют масло и другие припасы не только для ежедневной пищи, но и для заготовления на службу мужьям: как – то коптят конину, делают курут, который, будучи высушен, может без порчи сохраняться более года и который идет у них, в разведенном виде, на приправу юры (похлебки с крупой), который для многих бедных семейств составлял единственное продовольствие в течение всей зимы. Затем в свободное от этих занятий время женщины приготовляют для своего семейства сукно, холст, шьют белье и даже самые сапоги. Участвуют в трудах мужей во время сенокоса и уборки сена. По возвращении с кочевки в свои зимние юрты, они озабочиваются множеством новых хлопот: так, поправка печей или чувалов, обтягивание брюхавицей окон, приготовление крупы, отделка пеньки, пряжа шерсти, выделка сукна, онучей, пошитье кафтанов, шуб, сапогов, валянье кошм для кибиток и надзор за детьми составлют исключительное занятие женщин.” (Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии… Уфа, 1859. С.148 – 149). Башкирские ковры были нескольких видов: без ворса и ворсовые. Простейшими безворсовыми коврами были паласы, изготовляемые преимущественно из козьей, реже – овечьей шерсти – буй балас. Козью шерсть предпочитали потому, что она в отличие от овечьей была более прочной и яркой. Безворсовые паласы ткали без гребня. Поперечные нити (специальный термин – уток) ножевидной пластинкой прибивались к уже сотканной части ковра. Они не участвовали в создании узора, поскольку были скрыты плотно прилегающими друг к другу продольными нитями, идущими параллельно вдоль ткани (основой). Узоры безворсовых паласов создаются продольными нитями (основой) и представляют собой разноцветные гладкие или зубчатые полосы. Паласы ткутся узкими полотнищами, которые затем сшиваются. Палас обычно состоял из пяти – шести или семи – восьми полотенец. В узоре паласов преобладали, как правило, два – три цвета, причем предпочтение отдавалось краскам теплых тонов. В прошлом анилиновые красители ввиду неразвитой структуры торговли в крае и сравнительной их дороговизны не имели широкого распространения; особенно в отдаленных от фабрично – заводских центров населенных пунктах они были недоступны для широких слоев населения. Однако, ковровщицы – мастерицы умело использовали растительные краски домашнего приготовления, а также естественный цвет шерсти. Ареал распространения буй балас – главным образом южная часть Башкортостана. По технологии производства и художественному оформлению от простейших паласов с продольно – полосатым орнаментом – буй балас отличались домотканые безворсовые паласы – асалы балас или келэм. Узоры на них создавались не продольными нитями (основой), а поперечными нитями (утком). Для каждой цветной нити был отдельный уток: ткачиха работала несколькими утками. Ткали эти паласы с использованием гребня (берда).   nullУзоры на паласах иногда кажутся бессистемными, разбросанными по поверхности хаотично. Однако, это только на первый взгляд. На самом деле они представляют цельную композицию, состоящую из двух частей: центрального поля и каймы (полосы по краям). Основную декоративно – цветовую нагрузку несет центр ковра. Но это только в том случае, если кайма, обрамляющая ковер, относительно узкая. Если ковер окаймлен широкой полосой (рамкой), то кайма художественно дополняет центр и как бы берет на себя какую-то часть его нагрузки. Орнамент этих паласов геометрический: крупные ромбические фигуры, восьмиконечные звезды. Встречаются ковры с криволинейно – растительными узорами. Башкирские мастерицы ткали и ворсовые (длинноворсовые) ковры. Ткали их из льняных или хлопчатобумажных тканей. Ковровый узор создавался цветными шерстяными нитями, которыми через равные промежутки узлом связывали нити основы. Более четко, чем на безворсовых коврах выделяется центральное поле, обычно украшаемое крупными медальонами – гнездами, и кайма. Ворсовые ковры по размерам были несколько меньше, чем безворсовье и в их расцветке преобладал красно – коричневый фон.

 Башкирский орнамент

 

Орнамент одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.  О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.  Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.  null Орнамент как явление национальной башкирской культурыБашкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.  Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.   По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста.   Структура орнамента

 

Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен. Композиция очень емко и образно рассказывает о восприятии мира людьми. Весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, мужское - женское, левое - правое и т. д. Это показано через симметрию противостоящих фигур животных. Для того, чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий - золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.   Центральной в подобных композициях чаще всего являлась женская фигура, иногда изображение дерева. Порой центральное место занимал символический ромб. Такие замены неслучайны и логичны, так как и женская фигура (образ богини всего сущего), и дерево (древо жизни), и ромб (символ земли-пашни) - это символы плодородия, жизнедающего начала.   На башкирских хараусах можно встретить как сильно стилизованную антропоморфную фигуру в центре композиции, так и изображение дерева.   Композиция узоров башкирских хараусов многовариантна. Ее нельзя рассматривать как простое заимствование орнаментального сюжета. Соединение в одной композиции коней, дерева, человека, птиц не противоречит народным представлениям. "В башкирском фольклоре, - отмечает исследователь М. М. Сагитов, - в критических ситуациях конь принимает вид священного родового дерева тополя, могучие ветви которого поднимают героя на недосягаемую высоту и тем спасают от врага-преследователя. Мотив превращения коня в родовое дерево характерен для тюркско-монгольского эпоса".   Композиции с конями на хараусах интересны еще и тем, что в верхних углах композиции над конями симметрично расположены фигуры, обозначающие двух птиц, которые представляют небо. "В башкирском фольклоре,- отмечает М. М. Сагитов, - обычно изображаются три мира: небесный, земной и подземный или подводный. На земле живут обыкновенные люди, а подземный мир населен враждебными для людей и небожителей духами и чудовищами". Подобные композиции с двумя конями и птицами над ними, обращенными к центральной фигуре, встречаются не только у башкир, но и в чувашской и русской вышивке, в орнаменте финно-угорских народов.   В узорах на хараусах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир. Исламская культура обусловила высокую степень стилизации первоначально реалистических форм, что затрудняет "чтение" орнамента и реконструкцию древнейших представлений народа.   С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде, и на жилище. В одежде украшались орнаментом прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять" (из книги Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева и С. Н. Шитовой "Декоративное творчество башкирского народа").   В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшались, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской одежде и на других предметах. Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две. 

Значение орнамента в истории развития культуры

 Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры. Давно забыты первоначальные трактовки тех или иных орнаментальных мотивов и сюжетов, но это становится уже неважным, когда передаются приемы и сюжеты от поколения к поколению, т. к. важным является сам факт преемственности. Преемственность - вот основное качество традиционной национальной культуры, благодаря которому некоторые сюжеты или элементы орнамента могут существовать, не изменяясь на протяжении столетий и тысячелетий. Такая устойчивость орнамента помогает при изучении ушедших в прошлое народных представлений, а также позволяет использовать его как исторический источник. Технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров зачастую являются концентрированным выражением истории народа: его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурных взаимодействий с соседними народами. Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, т. к. архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента - это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.   Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны У других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные Для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.

   null           

bashkiry.ucoz.ru