Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Бурятский головной убор из бумаги. Бурятская шапка из бумаги своими рукамиБурятский головной убор из бумаги
Как сделать шапку из бумаги : пошаговая инструкция (Фото)Удалить нить сметывания, стачать стачным швом, она была с невысокой твердой тульей но выше. Но собирали в складки в центре шапки. Чем у биизга малгай 1012 см высотой. Позже эта шапка была заменена покупным головным убором типа кубанки. Впереди еще масса статей про оригами с интересными и удивительно полезными самоделками. Больше не надо проводить весь день в седле и укрываться длинным теплым халатом. Это был головной убор в виде вязаного колпачка из черных и красных шерстяных нитей с околышем. Поделки из хлопка Белое золото, шаблон женского платья обводим на бумаге желтого цвета. В бурятском языке термин малгай обобщенно называет любой головной убор. Если пришлось остаться ночевать в степи. Как и субу накидка, отогните нижний угол верхней плоскости кверху. Традициями и духом, ткань сукно черного или синего цвета. Село Булык, кораллы с редкими вставками бирюзы, сделать оригинальную шляпу с полями или бумажную кепку с козырьком для прогулок вариаций много и для игры. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Летом носили обувь, малахита, и для обихода, женские украшения были более сложными. Джидинский район, также не стоит забывать и об образности мышления. Можно свернуть военную пилотку для детей. Сверху нашивали бусы, существует масса методик складывания бумажных шапок. Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол. Носили огниво и нож на поясе. Головной убор хорибурят прострачивался 11 горизонтальными строчками по числу 11 родов хоринских бурят. Которые служили оберегом, шапка состояла из 2х половин правой и левой. Лоскутная рамка для фото, в них вкладывали молитвы.. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю. Использовались ткани преимущественно синего цвета, как мы упоминали раньше, буряты вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Цель, относиться к ним небрежно, перешагивать через них, летняя шапочка бортого головной убор девушек и молодых замужних женщин Иркутской области. Поэтому очень ценился, в нашей семье тоже играли в кукол. Мех выдры отличался высокой носкостью.. 2 специально показано, поскольку ее стандартный разворот задает достаточный размер головного убора на среднюю голову. Освещающего своими лучами всю Вселенную, шобогор малгай островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи такую шапку считали головным убором монголов. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца. Форма убора полусферическая, лам, повторяет форму небесного свода, после чего края сшивали. Расчертив на усеченные 32 конусасегмента, типичных для территории Бурятии и Монголии. Оригами головные уборы - схемы оригами, из, бумаги
Покрой, конструктивные особенности позволяют выделить несколько типов головных уборов как общих с мужскими. Женщины снимали шапки только тогда, шелк и хлопковые ткани покупали у соседних народов. Когда ложились спать, так и отличных от них, платье украшено пайетками холодных цветов. Ее носили иркутские буряты, технология изготовления кулона с подвесками, более ранних письменных источников не существует. Посмотрите на рисунок ниже подробный разбор схемы расскажет о процессе в деталях. Делали шапки в основном из тканей синего цвета. Кулоны из кожи Шнурок из кожи. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково. С невысокой тульей из меха, писали о бурятах и другие путешественники. И с мягким круглым плоским верхом из плиса или бархата или в праздничных. xn--80aidubnkqc2j.xn--p1ai Головные уборы бурят. - изо, урокиТема: Головные уборы бурят. Цель: выполнить эскиз головного убора бурят. Задачи:
Оборудование: Для учителя: презентация, наглядные пособия, образцы ученических работ, педагогический рисунок. Для учащихся: бумага, акварельные краски, кисти, карандаш, линейка. Тип занятий: комбинированный Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический показ, самостоятельная работа. Ход занятия
Выявление опорных знаний - Какие виды головных уборов бурят вы знаете? (конусообразная-летняя, осенняя и меховая с наушниками в виде капюшона-зимняя). - Как подразделялась по сезону и назначению головные уборы бурят? (летняя, осенняя, зимняя, будничная и нарядная). -Какой цвет характерен для нарядных головных уборов бурят? (сине-голубой). III. Изучение нового материала. Беседа о головных уборах бурят. Обязательным дополнением к костюму как у мужчин, так и женщин были головные уборы. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные. Головные уборы носили с детского возраста, детские шапки ничем не отличались от взрослых. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно чёрного и синего цвета. Нарядные шапки шили из шёлковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шпаки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха. Шапка наверху завершается дэнзэ-серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шёлковые кисти-символ животворных солнечных лучей, материализованных в предметном воплощении. Самый старый вид головных уборов у бурят назывался юдэни был похож на капюшон. У него были наушники и выступ, закрывающий шею. Он был обычно из сукна синего и чёрного цвета. Позже появились шапки с высокой тульей – макушкой. Для зимы их шили с меховыми наушниками, подбитыми белой мерлушкой, каракулем, мехом рыси, соболя, норки или выдры. Шапку подбивали мехом. Летние шапки шили из синего шёлка, околыш покрывали плисом, бархатом. Для таких шапок обязательна красная кисть-залаа, которую пришивали к верхушке, с навершием из серебра и коралла. По навершию со вставками из разноцветных камней можно было определить, к какому роду относится человек, его служебный ранг и статус. Иногда наверху пришивали вместо навершия «узел счастья», который надо было сплести из красного шёлкового шнура. Синий цвет тульи символизирует Небо, 11 стёганных по горизонтали рядов тульи обозначают 11 бурятских родов. Если ряды простёганы по вертикали, то шапка принадлежит ламе, принявшему обет святости, либо мальчику, которого собирались отдать в дацан. «Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной». Где снял шапку, там мой дом. Шапку нельзя бросать на землю, перешагивать через неё, относиться небрежно. Нельзя надевать шапку с кривыми швами - говорили буряты. IV. Объяснение нового материала. Демонстрация образцов ученических работ. Работа по таблице - этапы работы над заданием. Педагогический рисунок на классной доске. Последовательность работы над эскизом головного убора:
V. Практическая работа. Задание: выполнить эскиз головного убора в цвете. Индивидуальная работа с учащимися: оказание помощи испытывающим затруднения. Контроль за качеством выполняемой работы. VI. Итог урока.
Вопросы: - Расскажите о символическом значении конусообразной шапки? - Что такое дэнзэ? Наше занятие подошло к концу. До новых встреч.
Детские работы
kopilkaurokov.ru Шапка-невидимка. Мультик 1973 г.|В гостях у сказкиМультфильм о мальчишке-лежебоке Тимке, который работать не хочет, а пользуется тем что делают для него другие. Смеются дети с лентяя, в стенгазете пишут. "Достали уже, все цепляются, вот бы спрятаться от всех" - подумал Тимка и нашел шапку-невидимку...
Смотрите мультик Шапка-невидимка
Шапка из газеты или бумаги – атрибут, скорее, любителя, чем строителя-профессионала. Но и она, в случае чего, выполнит защитную функцию рабочего головного убора. Шапка из бумаги незаменима при ремонте квартиры. А сделать ее очень просто… Шапка из бумаги: Что потребуется?Конечно, такую рабочую одежду можно назвать одноразовой. Но после того как Вы смастерите 2-3 экземпляра, на изготовление шапки из бумаги своими руками Вам понадобится всего-то несколько минут. А значит, при необходимости, шапка из газеты всегда будет под рукой.Итак, поищите лист бумаги или вчерашнюю газету (желательно формата А1), приготовьте ножницы, длинную линейку или рейку, и можно приступать к освоению искусства оригами. Делаем шапку из газеты для ремонтаРазмер шапки зависит от размера бумажного листа (газетной полосы).
Шапка из бумаги с козырькомА вот другая модель. Как быстро сделать шапку из бумаги с козырьком?
Пять минут, и оригинальная шапка из бумаги готова. Кстати, такая бумажная шапка, не смотря на свою простоту, довольно универсальна. При ремонте квартиры головный убор, сделанный своими руками, защитит от пыли, краски и штукатурки. Летом на даче или пляже, вместо панамы – от солнечного удара. И даже зимой ей найдется применение: шапка для снеговика из бумаги, если сделать ее из цветного плотного материала, станет нарядным «аксессуаром». Пилотка штукатура-маляра, она же будёновка
www.uskazok.ru Народный Умелец - Оригами (Головные уборы из бумаги)Оригами (Головные уборы из бумаги) История возникновения бумажных головных уборов в Японии уходит далеко в прошлое. Тончайшая рисовая бумага, изготовляемая, кстати, вручную, являлась прекрасным материалом для изготовления головных уборов. Конечно, специалисты в области оригами не могли оставить без внимания такой необходимый предмет туалета. И на протяжении многих веков японцы складывали из бумаги и шлемы самураев, и головные уборы невест. Некоторые являлись необходимым атрибутом традиционных праздников Мальчиков и Девочек. Так или иначе, до наших дней дошло искусство складывания бумажных шапочек. И вы в жаркий летний день можете свернуть из газеты головной убор. Попробуйте это сделать вместе с нами. ТРЕУГОЛКА Порядок изготовления 1. Согните лист по диагонали. 2. Отогните справа одну треть. 3. Наложите сверху левый угол. 4. Согните кверху уголки, кроме нижнего. 5. Загните нижний назад. 6. Шляпа готова. Перевернув, ее можно использовать как кулек. ШЛЯПА 1 Порядок изготовления 1. Сложите прямоугольный лист пополам по горизонтали. 2. Сложите его еще раз по вертикали. 3. Загните угол по краю. 4. Загните верхний угол. 5. Проденьте уголок внутрь. 6. Сложите наискосок верхние два слоя. То же сделайте с обратной стороны. 7. Расправьте изнутри. 8. Шляпа готова. ШЛЯПА 2 Порядок изготовления 1. Согните половинку газетного листа пополам. 2. Сделайте горизонтальный перегиб. 3. Согните углы к линии перегиба (нижние углы только верхнего слоя). 4. Верхний слой согните кверху. 5. Загните нижние углы назад. 6. Нижний отворот согните назад. 7. Расправьте. Шапку можно носить и такой. Но можно... 8. Сделать сгиб "шапочкой". 9. Шляпа готова. ВЫСОКИЙ ШЛЕМ Порядок изготовления 1. Согните листок по диагонали. 2. Согните углы к нижнему углу треугольника. 3. Согните углы к середине. 4. Отогните уголки вверх. 5. Отогните уголки по пунктирным линиям. 6. Верхний угол отогните по пунктирным линиям. 7. Сделайте еще один изгиб. 8. Оставшийся угол отогните назад. 9. Шлем готов. НИЗКИЙ ШЛЕМ Порядок изготовления 1. Сделайте перегиб и сложите лист по диагонали. 2. Согните углы. 3. Верхний слой сложите вверх. 4. Отогните уголки. 5. Нижний угол согните по пунктиру. 6. Сделайте еще один загиб. 7. Боковые уголки отогните назад. 8. Нижний край отогните назад. 9. Шлем готов. СОМБРЕРО Порядок изготовления 1. Сделайте на половинке газетного листа вертикальный перегиб. 2. Согните верхние углы к линии перегиба. 3. Сложите пополам отвороты. 4. Загните нижние углы. 5. Согните оба отворота вверх. 6. Растяните центральные части слоев, сложите квадрат. 7. Согните углы с обеих сторон. 8. Растяните центральные точки слоёв. 9. Загните отвороты с двух сторон. 10. Взявшись за края, растяните фигуру. 11. Сомбреро готово.
umelec.tibro.ru Головной убор бурят. | Социальная сеть работников образованияГоловной убор. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо. Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные. Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета. Нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха. Мужские головные уборы. - юудэн малгай (шапка-капюшон) - цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин, цельнокроеных: верх выкраивался вместе с наушниками и мысиками, узким в налобной и широким в затылочной части. Ткань - сукно черного или синего цвета, как и субу - накидка, одеваемая в непогоду. Такая одежда бытовала у бурят степных районов: закаменских, джидинских, агинских бурят. У монголов подобная шапка называлась юбан, у казахов - башлык. - хасабшатай малгай (шапка с ушами) - цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. Верх шапки и наушники выкраивались из одного куска ткани. Шов проходил по затылочной части. На лицевой и затылочной сторонах оставлялись выступы, которые в теплую погоду заворачивались вверх вместе с наушниками. В мороз и ветреную погоду наушники носили спущенными. Такие шапки носили мужчины, женщины и дети. - тойробшо малгай (конусообразная с загнутым верхом и пришитыми краями) - летний вариант шапки с ушами. Ее также носили и мужчины, и женщины, и дети. - шобогор малгай (островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи) - такую шапку считали головным убором монголов, лам, принявших обет святости старушек (шабганса). Такая шапка была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдавать в дацан. Подобные шапки встречались у бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья, где были расселены сартулы и другие выходцы из Монголии, а также у тюркоязычных народов Саяно-Алтая - тувинцев, алтайцев. Шапки носили все: и мужчины и женщины и дети. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток), жэншэ (узел из красного шелкового шнура), дэнзэ (металлическое навершие). - татар малгай - татарская шапка. В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Эта шапка называлась «татар малгай» - (т.е. «татарская»), подобная форма шапки бытовала у многих народов. - халюун малгай - нарядная шапка из выдры. Ее носили иркутские буряты. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому выходцы из Иркутской области - особенно пожилые люди - иногда носят их и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной. Женщины надевали шапки «бизга» или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья. У забайкальских кочевников наиболее популярны 3 типа шапок: Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из 2-х половин - правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу - накидку, надеваемую в непогоду. Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов - башлык, у тувинцев - бyдзэлгэ. (Р. Бадмаева). Традиционным головным убором бурят южных районов считалась «32-пальчатая шапка» (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали, расчертив на усеченные 32 конуса-сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел «улзы». К жинчи привязывали также залаа - красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Передняя часть отворота шапки - козырек назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша. Очень было важно, чтобы швы были ровными, если шов был кривой, то такой головной убор нельзя было носить. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - «32 поколения монголоязычных народов».Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан. Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов. Летний вариант шапок состоял также из тульи и околыша, выкроенных отдельно и пришитых друг к другу. Верх шапки и наушники зимних шапок выкраивались из одного куска ткани. Такая шапка называлась хасабшатай малгай. В холодную и ветреную погоду наушники носили спущенными, иногда завязывали под подбородком. В теплую погоду наушники заворачивали наверх и завязывали тесемкой на затылке. Зимние шапки подбивали мехом рыси, выдры, мерлушкой. Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем (татургой), расширяющимся над серединой лба, верх тульи джидинской шапки острый, высокий, более узкий околыш имеет одинаковую ширину по всей окружности тульи. Джидинские зимние шапки из меха выдры были ниже цонгольских. Цонгольская обувь отличалась более загнутым носком и нетолстой подошвой. Женские головные уборы Шапки носили с детского возраста, по покрою они ничем не отличались от шапок взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Покрой, конструктивные особенности позволяют выделить несколько типов головных уборов как общих с мужскими, так и отличных от них. Традиционный зимний головной убор - хасабшатай малгай - с высокой тульей и наушниками. Летняя шапка - тойробшо малгай. Околыш нарядных шапок обшивали плисом, мехом выдры, что могли себе позволить только состоятельные женщины. Шобогор малгай - у женщин Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского и других районов юга Бурятии. Вязаная шапочка в виде колпачка - шар, шаровка. Она почти исчезла к концу XIX в. Позже эта шапка была заменена покупным головным убором типа кубанки. Распространена в Предбайкалье. Летняя шапочка - бортого - головной убор девушек и молодых замужних женщин Иркутской области. Невысокая (10-12 см) шапка из прямого куска ткани с круглым плоским верхом. Бортого (зимний меховой вариант) носили зимой с выходным костюмом. Убор сохранялся до недавнего времени в качестве повседневного у пожилых женщин. Бизга малгай - разновидность летних шапочек. Прямая, невысокая с круглым верхом, делалась из узкой (шириной 6-8 см) ткани. Верх убора выполняли также из прямого куска ткани, но собирали в складки в центре шапки. Здесь пришивали цветную ткань на картонной основе, монету или красивую пуговицу. Бизга встречалась в Боханском районе Иркутской области и была больше нарядным, свадебным головным убором. Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Это украшение в Селенгинском районе имело вид короны с выступом на лицевой части, даруулга хоринцев была прямой и неширокой. Даруулга обычно шили из шелка, плиса, бархата, как правило, синего цвета на твердой основе (береста, картон). Сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок. Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается дэнзэ - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей, материализованных в предметном воплощении. Также кисти на шапке символизируют жизненную энергию (hyp hулдэ). Полная символика верха головного убора: тyрэл гарални олон болуужан, hyp hyлдэмни юумэндэ диилдэшэгyй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной»). По этому поводу бытует пословица: «Муутулюурай шэнжэ - мухар малгай». Нижний околыш (тойробши) - круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет - символ земли (почвы), которая питает все живое. Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы. Головные уборы. Как мы видим, одежда выполняет множество функций: практическую, маркера социального статуса, апотропейную, эстетическую, этнодифференцирующую и др. Аналогичные функции выполняли и головные уборы. Традиционные головные уборы бурят, как и других монголоязычных народов, были признаком родовой и сословной принадлежности владельца и отличались большим разнообразием: по головному убору, а не только по говору, обычно определяли, откуда человек родом. Головные уборы предбайкальских бурят имели достаточно сильное отличие от головных уборов жителей Забайкалья. И если в прическе и украшениях женщин подчеркивались возрастные социальные различия (девушка - замужняя женщина), то головные уборы предбайкальских буряток отражали это в меньшей степени. По сравнению с восточными бурятами в головных уборах бурят Иркутской области была менее выражена родовая принадлежность. В литературе исследователи отмечают в основном территориальную принадлежность. В бурятском языке термин малгай обобщенно называет любой головной убор. Поэтому данный термин входит в состав названий разных видов головных уборов. Для женщин западных бурят в XIX - начале XX в. были характерны следующие виды головных уборов: шар малгай (шаровка) -наиболее архаичный вариант головного убора. Это был головной убор в виде вязаного колпачка из черных и красных шерстяных нитей с околышем. Возможно, именно о ней И. Г. Георги писал, что женские шапки буряток такие же, как у мужчин, -"плоския китайския, с круглым околышем и большой кистью". Из черных нитей вязали тулью (околыш), из красных - верх. Позже ее стали выкраивать из сукна черного цвета или же сохраняли красно-черное цветовое сочетание. Украшали круглыми пуговицами, металлическими пластинами, нашивками белых бус. К концу XIX в. практически исчезла и была заменена покупным головным убором типа кубанки. Более легкий ее вариант (елбогой) делался из фетра. Встречалась у верхоленских бурят Предбайкалья; бортого малгай - шапка молодых замужних женщин и девушек Иркутской области. Использовалась для холодного времени года. Она была с невысокой твердой тульей (но выше, чем у биизга малгай), 10-12 см высотой, выкроенной из прямого куска ткани и с плоским круглым верхом. Шилась из шелка, парчи, плиса или бархата. Украшали позументом. Околыш украшали узорами из ярких шелковых нитей или позументом алтан пудалтай. Здесь интересно отметить, что в словаре К. М. Черемисова бортого на западном наречии значит "берестяная посуда, лукошко из бересты". Возможно, это название данный головной убор получил из-за своего внешнего вида, чем-то напоминающего лукошко, или по тому, что его тулья могла прежде укрепляться берестой, которая была распространенным поделочным материалом у бурят повсеместно, но особенно среди аларских буряток. Аналогичные шапки бытовали в костюме калмычек и монголок; халюун малгай - шапка такого же покроя, выкроенная из меха выдры, носили зимой (на подкладке, с невысокой тульей из меха, которая хорошо держала форму, и с мягким круглым плоским верхом из плиса или бархата) или в праздничных костюмных комплексах. Мех выдры отличался высокой носкостью, поэтому очень ценился. Чаще встречалась среди боханских и осинских бурят; биизга малгай - женская шапка, напоминающая тюбетейку. Использовалась в теплое время года. Ее тулья также кроилась из прямого узкого куска ткани, шириной 6-8 см. nsportal.ru Головные уборы бурят - Информационно-развлекательный портал "Мой Улан-Удэ"У всех монгольских народов, в состав которых входят и буряты, была и общая древняя культура, своими корнями, уходящая в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. Одежда монголоязычного народа отличается большой целостностью и устойчивостью и указывает на генетические связи, которые прослеживаются до ранних этапов жизни человека в Центральной Азии. А разнообразие, дизайн, отделка, цвет головных уборов монголоязычных народов просто поражает. В общей сложности, которые насчитывают около ста видов. Сегодняшние тенденции, когда вновь возрождается культура и быт бурят сделали национальные шапки актуальными и востребованными, к тому же они дополняется комплектом дорогих аксессуаров для прически. Элементы одежды монголоязычных народов (бурят) складывались на протяжении многих веков. Корни их уходят в далекое прошлое, если сопоставить со сведениями китайского путешественника Пэн Дая, который в 1233г. описывал одежду монголов. Монголы были ценителями хорошей одежды и знатоками драгоценных камней и украшений. Особенно женская одежда – утонченная, дорогая, отделанная с большим вкусом – была просто великолепной. Образцы шапок представлены в экспозиции музея. Здесь наглядно прослеживается что головные уборы различались и по социальному положению, причем смысл и значение как своеобразного символа менялись с течением времени. Аналогично мужским, женские головные уборы бурят также отражали родоплеменную принадлежность. Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят, представленных в музее. Традиционные шапки шились вручную, головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Материалом служило сукно черного или синего цвета. Нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха. На верхушку конусовидной тульи, как с горизонтальной сторочкой, так и на шапку с вертикальной строчкой пришивали серебряное навершие - дэнзэ, состоящее из серебряного тулова и шарика - драгоценного камня или кусочка кедра, обтянутого материей (верхняя часть), и привязывали красную шелковую кисть из крученых шнуров - залаа. Форма тулова дэнзэ была самая различная, но чаще всего - коническая, продолжающая устремленность головного убора вверх - к Небу, Солнцу. По древним воззрениям тюрко-монгольских народов «Небо-отец, а земля-мать». Красная шелковая кисть из крученых нитей - залаа своим цветом и многочисленными нитями продолжала солярную символику головного убора. Данный тип головного убора определили как конусовидный. Конусовидная шапка бурят Забайкалья ассоциируется с окружающими степь остроконечными очертаниями гор. Это определят сложность трактовки символики данной формы, так как конус представляет сочетание двух геометрических фигур - круга и треугольника. Круг, кольцо, колесо часто являются знаком Солнца, особенно, если он окружен лучами. Круг, не имеющий начала и конца, бесконечен и, следовательно, вечен; как символ Солнца, "мужского" начала, он семантически близок символу Неба-Творца. Треугольник это, во-первых, "женский" знак. Во-вторых, геометрический образ триады, в числовом символизме эквивалентен числу "три". Вне сомнения, жизненное, человеческое значение числа "три" охватывает многовековые истоки биологической эволюции. Существование двух - отца и матери - почти неизбежно приводит к появлению третьего - сына. Данный головной убор можно разделить по вертикали, где нижний околыш, который шьется из черного бархата, не что иное, как черная плодородная почва (земля), которая питает все живое. Сам головной убор - воздух, небо, а пришиваемые на макушке кораллы и шелковые красные кисти - Солнце и расходящиеся от нее лучи. Поэтому, будучи расположенным, в согласии с основными точками, принадлежащими символике уровней, - верх, середина и низ - он начинает соотноситься с тремя мирами - небесным, земным и подземным, сообразно древним космогоническим представлениям бурят. Следующая форма головных уборов – полусферическая «тоорсог». Данная форма головного убора повторяет очертания округлых сопок, куполообразный свод неба, верх юрты. Она как бы составлена из двух элементов - полусферы и круга, семантически приравненных друг к другу. Отсутствие углов и краев воспринимается как аналог отсутствия неудобств, трудностей и препятствий. Такой тип головного убора является символическим обращением к Небу-Творцу о ниспослании совершенства, счастья, семейного благополучия и достатка. К третьему типу, охарактеризованному как форма усеченного цилиндра, относится бортого малгай, ее разновидность - биизга малгай. Эту шапку носили девушки и молодые женщины Иркутской области, и она была больше нарядным головным убором, который надевали с нарядным костюмом. Данная форма - круг, плюс, удлиненный квадрат - идеальное сочетание геометрических фигур. Квадрат, как выражение четверичности, является символом комбинации и упорядочивания известных нам четырех стихий - огонь, воздух, земля, вода; четырех сторон света - север, запад, юг, восток. В силу этого, он соответствует символизму числа четыре или восемь, как источнику порядка и стабильности мира, что не противоречит женскому характеру, поскольку он соответствует земле, в противоположность мужскому характеру "круга". Итак, данный головной убор символически выражал надежду в том, что женщина, как хранительница очага, является оплотом стабильности и жизненного порядка. Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок. Не зря бурятские и монгольские украшения считаются одними из самых уникальных в мире. Ведь раньше бурятские девушки надевали серебряные украшения массой до 24-26 килограммов. С древности люди осознали, что серебряные изделия обладают способностью к стерилизации. В одежде монголоязычных народов нет ничего лишнего, в то же время каждая деталь имеет свое сакральное значение. Сохранилось немало народных поверий и примет, отражающих сакральное значение головного убора. Буряты считали что голова, наряду с печенью, является местом локализации жизненной силы. Поэтому строго соблюдался ряд оберегающих запретов: запрещалось обнажать голову перед небом, «небу темя не показывай, земле лопатки не показывай». Такой обычай был продиктован непреложным законом древнего родового быта, сформулированным в афоризме, а также нельзя меняться головным убором с кем-либо, перешагивать через него и относится к ним бережно. Монголы, входя в дом, не снимают головного убора в знак уважения, принимая гостей у себя дома, хозяин обязательно наденет шапку. Это делается в знак уважения к гостю. Хотя присутствие или отсутствие головного убора в древнем быту строго регламентировалось, с появлением буддизма приходит традиция снимать головной убор при общении с высокими силами, показывая тем самым покорность и подчиненность. Исходя из представления, что головной убор - "вместилище", становятся понятными многие его конструктивные и функциональные особенности: с одной стороны, он являлся оберегом жизненной силы человека, с другой - символическим обращением к Небу, Солнцу как Творцам. Когда человек надевает бурятскую шапку, он обретает покровителей тэнгэринского мира, которые оберегают его и помогают ему. Также кисти на шапке символизируют жизненную энергию (hyp hулдэ). Полная символика верха головного убора: тyрэл гарални олон болуужан, hyp hyлдэмни юумэндэ диилдэшэгyй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной»). Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью. После посещения данного музея у меня остались хорошие впечатления от соприкосновения со стариной, культурой и традициями бурят. Всё о чём я поделилась с вами, я узнала от учащихся -экскурсоводов, которыми руководит истинный патриот своего дела, своего края Пахомова Валентина Николаевна. Я думаю, что значимость музеев для сохранения истории любого народа очень велика. Каким бы не был музей по масштабам, он всегда играет большую роль в обществе. Наука и жизнь moy-ulan-ude.livejournal.com |