Содержание
Мастер-класс по изготовлению спирального жгута в технике ндебеле
Жгуты в технике ндебеле выглядят очень эффектно при достаточной лёгкости изготовления.
Я хочу показать жгут ндебеле на 10 бисерин, сплетённый из бисера четырёх размеров.
У меня оказался в наличии чешский бисер Preciosa 67010 (огонёк голубого цвета) №10, №8, №6, №5.
При выборе нити я предпочла леске обувную нить Micron из полиэстера. С леской, даже очень тонкой, жгут будет слишком жёстким.
Однако обувная нить Micron не предназначена для бисероплетения, поэтому нужно вооружиться зажигалкой, чтобы аккуратно заплавлять концы нити, иначе нить быстро распушится и запутается.
Иголку я взяла тонкую бисерную для обычной нитки.
Итак, для изготовления жгута понадобится:
1. Бисер четырёх размеров одного цвета
2. Нить
3. Игла бисерная
4. Зажигалка для обработки конца нитей
5. Колпачки и пины гвоздики для концов жгута
6. Застёжка
7. Плоскогубцы, круглогубцы, кусачки (для крепления застёжки и колпачков).
Схема жгута:
(Самые маленькие бисеринки на схеме – это бисер №10).
Начинаем плести со стопорной бисерины. Крепим её в 15-20 сантиметрах от конца нити двойным узлом.
*примечание — обязательно оставьте указанную Мастером длину нити, она пригодиться при оформлении кончика жгута
Далее набираем десять бисерин первого ряда
Делаем из них кольцо, проведя нить через первую бусину.
Затем набираем две первых бусины второго ряда и проводим иглу через вторую и третью бусины первого ряда
Далее – третья и четвертая бусины второго ряда; игла через четвёртую и пятую бусины первого ряда
и т.д.
Обратите внимание, что после набора девятой и десятой бисерин второго ряда мы должны пройти иглой через десятую бисерину первого ряда, первую бисерину первого ряда и подняться в первую бисерину второго ряда, и уже отсюда начинать набор следующего ряда.
(Фото 7, Фото 8).
Продолжаем действовать по схеме, чередуя бисерины разных размеров. После третьего ряда будущий жгут выглядит так:
а после четвёртого – так:
Нужно аккуратно подтягивать нить, не давая нашей работе расползаться, чтобы то, что мы делаем, начало приобретать вид трубочки, поначалу достаточно кривой.
Это 6 рядов:
8 рядов:
Уже начинает проглядывать спираль.
Это наш жгут после 20-го ряда:
Обратите внимание на то, что нить будет заканчиваться достаточно быстро. Мне приходилось связывать концы нити двойным узлом, так как нить очень гладкая и практически не держится в обычном узле.
Но узел получается крупным и не проходит в отверстия бисера №10. Поэтому я делаю узел перед нанизыванием нескольких крупных бисерин и как можно ближе к последней проплетёной бисерине. Концы нитей оставляю внутри жгута.
Провязав 190 рядов, я получила жгут длиной 43 см.
Теперь нужно доплести концы жгута, чтобы можно было надеть на них колпачки. В каждом следующем ряду постепенно уменьшаем размер бисеринок, чтобы в последнем ряду остались только бисеринки №10.
В начале нашего жгута мы оставили 15-20 см нитки именно для этого. Чтобы доделать этот конец жгута, нужно убрать стопорную бусину, развязав узелок.
Таким образом в последнем ряду наш жгут превратился в обычный жгут ндебеле. Далее закрепляем гвоздики внутри жгута, а последний ряд можно сделать, проплетая на месте пары бисерин по одной, то есть в последнем ряду будет пять бисерин.
Надеваем на гвоздики колпачки, с помощью круглогубцев скручиваем гвоздики в колечки, предварительно надев на них детали застёжки (в моём случае это карабин и ещё одно колечко).
Разные мастерицы делают концы жгутов по-разному, применяют разные виды застёжек. Можно сделать застёжку, прикрепив на одном конце крупную бусину, а с другой стороны – петельку из бисера, нанизанного на нитку.
Включайте фантазию, и ваши изделия будут индивидуальными и неповторимыми.
Мастер-класс подготовлен Мастером Эллой Балашовой специально для Jarbeads.ru
Копирование материалов сайта возможно только с указанием первоисточника и активной ссылки jarbeads.ru «Баночка Бисера»
Мастер-класс: плетём морского дракончика — Сам себе мастер — 27 декабря — 43670525710
Хочу представить мастер-класс по вязанному объёмному дракончику. Морские звери отличаются, от всем известных, тем, что вместо вместо крыльев летучих имеют плавники плавучие. И в целом, сильно ближе подводным жителям коралловых рифов, чем чешуйчатым ящерицам со страниц фентези.
Желающим приобщиться к секретам изготовления подобного мифического животного, необходимы основные знания по вязанию шнуров из бисера. А также техники плетения: мозаика и ндебеле.
Данная техника моё личное изобретение. Признаться, не сталкивалась на просторах сети ни с чем подобным. Прошу с пониманием отнестись к пожеланию при копировании — обязательно указывать автора.
Приступаем!
Материалы:
1. Японский бисер номер 8 — 10 гр.
2. Японский бисер номер 11— 10 гр.
3. Японский бисер номер 15, два цвета — по 3 гр каждого.
4. Делика или Тохо трежерс, номер 11 — 3-5 гр.
5. Лонгмагатамы — 14 шт.
6. Дропсы размер 3,4, два цвета — по 3 гр каждого.
7. Японский бисер номер 6 или бусины, или биконусы сваровски, диаметр 3 мм — 2 шт.
8. Биконусы сваровски,диаметр 4 мм — 10 шт.
9. Риволи сваровски диаметр 18 — 1 шт.
10. Бусины круглые или жемчуг сваровски, диаметр 4 — 14 шт.
11. Бусины или биконусы сваровски диаметр 3 мм — 14 шт.
12. Соединительные колечки диаметр 6 мм.
13. Нитки типа К50 или Л70 для вязания тела дракона. А также вторую катушку. Мне больше всего в качестве дополнительной нитки понравилось использовать ЛЛ100. Дополнительная катушка не обязательна. Тогда вязание лучше выполнять на нитке потолще. Однако ирис и ему подобные чрезмерно толсты.
14. Леска или мононить, для выполнения плетёных элементов, 0,18 или 0,12.
15. Бисерные иголки, максимально длинную, для набора рапортов и обычную.
16. Основа для брошикулона.
17. Крючки для вязания. Это сугубо индивидуально, подбирайте по своим рукам.
Набор раппортов.
Набираем бисер на нитку, раппорты идут с хвоста.
Будьте внимательны к тому, как набираете лонгмагатаму. Она должна лежать «по шерсти», а не «против»! Верхняя часть лонгмагатамы смотрит в верх.
*Узкая часть хвоста. Длинна 10 дропс, повторяем раппорт соответствующее количество раз. Раппорт: 3 бисерины размера 11, 2 бисерины размера 8, 3 бисерины размера 11, 1 бисерина размера 8, 1бусина Дропс, 1 бисерина размера 8.
*Широкая часть хвоста с дропс. Длинна 3 дропсы. Рапорт: 4х11, 2х8, 4х11, 1х8, 1хДр, 1х8.
*Широкая часть хвоста с лонгмагатамами. Длинна 5 лонгмагатам. Рапорт: 4х11, 2х8, 4х11, 1х8, 1хЛонгМагатама, 1х8.
*Тело с лонгмагатамой. Длинна 1 лонгмагатама. Рапорт: 4х11, 4х8, 4х11, 2х8, 1хЛМ, 2х8.
*Тело со спинным плавником. Длинна 4 пары бисера делика. Рапорт: 4х11, 4х8, 4х11, 2х8, 2хД, 2х8.
*Тело со спинным плавником, широкое. Длинна 4 пар бисера делика. Рапорт: 6х11, 4х8, 6х11, 2х8, 2хД, 2х8.
*Тело с лонгмагатамами. Длинна 1 лонгмагатама. Рапорт: 4х11, 4х8, 4х11, 2х8, 1хЛМ, 2х8.
*Шея переход на тело. Длинна 1 лонгмагатама. Рапорт: 4х11, 4х8, 4х11, 1х8, 1хЛМ, 1х8.
*Шея. Длинна 6 лонгмагатам. Рапорт: 4х11, 2х8, 4х11, 1х8, 1хЛМ, 1х8.
*Началовязания: Набрать 4х11, 2х8, 4х11.
Набор бисера для вязания тела дракона закончен.
Вязание тела дракончика.
Начинаем вязать с шеи. Постарайтесь обойтись без ряда ниток. Начинайте сразу с бисерного ряда. Иначе будет проблема наплетать голову дракона.
*Шея, вяжем на 6 бисерин. Длинна 7 лонгмагатам. В конце у нас в руках остаётся недовязанный кусок раппорта на 4х8.
После того как закончили вязать, перед тем как приступать к телу и первой прибавке, берём иголку со второй ниткой (я брала Л100). Входим в первые, от хвоста, бисерины будущего тела дракона. Проходим по всему набору от катушки к вязанию. Начиная с рапорта «Тело с лонгмагатамой».
Втягиваем кончик новой нитки в рабочую петлю и закрепляем в изнанке.
*Тело с ЛМ, вяжем на 8 бисерин, на двух нитках. Переход (прибавка) по бисерине 8-ке. То есть провязываем в каждую 8-ку по две бисерины, 11 и 8-го размеров. Длинна 1 лонгмагатама.
*Тело со спинным плавником, широкое, вяжем на 10 бисерин. Переход (прибавка) по 11 бисеру тому, что в середине. То есть провязываем в две 11-е по две бисерины, 11-го размера. Пара делика провязывается как одна бусинка. Длинна 4 пары делика.
*Тело со спинным плавником, в круг 8 пар. Переход (убавка) по 11 бисеру тому, что ближе к 8-ке. Переход по 11-й той что ближе к 8ке. То есть пропускаем в вязании эту бисеринку. Длинна 4 пары делика.
*Тело с ЛМ, в круг 8 пар. Перехода нет. Длинна 1 лонгмагатама.
На этом месте заканчивается вязание с двумя нитками. Обрезаем и закрепляем конец добавленной нитки в вязанных рядах. Далее вязание продолжается на одной нити.
*Широкая часть хвоста. В круге вяжем на 6 бисерин. Переход (убавка) по 8-ке той, что ближе к 11-й. То есть пропускаем в вязании эту бисеринку. Длинна 5 лонгмагатам + 3 дропс.
*Узкая часть хвоста. В круге вяжем на 5 бисерин. Переход (убавка) по 11-й в середине. То есть пропускаем в вязании эту бисеринку. Длинна 10 дропс.
Закрепляем и прячем концы нитки. Всё остальное плетём иголкой.
Голова.
Чем плести, леской или ниткой советую выбирать индивидуально. Главное учитывать то, что голова должна получиться достаточно упругой и плотной. То есть вы знаете, насколько сильно можете затянуть более мягкий материал, нитку или мононить, на это и ориентируйтесь. Если любите по слабее плести — отдайте предпочтение леске. Главное помните, в некоторые бисерины проходить придётся 6-8 раз.
Закрепляем леску и выходим из первой бисерины №8.
Набираем две бисеринки 8 и 11. Возвращаемся в ту, из которой вышли (№8). Выходим из следующей (№8).
Набираем две бисеринки 11 и 8. Возвращаемся в ту, из которой вышли (№8). Выходим из следующей (№11).
Набираем две бисеринки 11. Возвращаемся в ту, из которой вышли(№11). Выходим из следующей.
Набираем две бисеринки 11. Возвращаемся в следующую. Выходим из бусинки следующей за той, в которую вошли.
Набираем две бисеринки 11. И снова возвращаемся в ту, из которой вышли. Выходим из следующей.
Первый ряд головы готов. Всего мы получили ряд из 10 бисерин.
Следующие ряды плетём методом ндебеле по кругу, на 10 бисерин. Получается прямой жгут ндебеле.
Третий ряд, на второй добавленной паре круга спускаемся на две бисерины вниз. Так, чтобы не было перехода лески между бисеринами второго ряда. Также с пятой парой, при замыкании круга.
Четвёртый ряд, при переходе со второй пары к третьей набираем бисерину номер 6. Также с пятой пары на первую.
Пятый ряд, при переходе со второй пары к третьей проходим через бисерину 6. Также с пятой пары на первую.
Шестой ряд и все последующие плетутся только бисером номер 11. При переходе со второй пары к третьей набираем бисерину размера 11. Также с пятой пары на первую. Максимально сильно стягиваем. Чтобы не было зазора лески в глазках дракончика.
Седьмой ряд плетётся аналогично первому. Только бисером 11.
Восьмой ряд, вместо третьей и пятой пар набираем одну бисерину. Девятый ряд, при переходе со второй пары к четвёртой проходим через бисерину бывшего третьего ряда. Также с четвёртой пары на первую.
Десятый ряд, вместо всех пар набираем по одной бисерине. При переходе со второй бисерины к четвёртой набираем одну бисерину. Также с четвёртой бисерины на первую. Максимально сильно стягиваем.
Финал: проходя между бисеринами набираем по одной бисерине. Стягиваем и закрепляем.
Выводим леску на первый ряд головы, выходим из бисерины размера 8 у самой шеи. Набираем две бисерины делика. Входим в следующую бисерину 8. Или цепляем за леску между бисеринами 8.
Через одну бисерину закрепляем по паре бисерин делика и по одной бисерине размера 11. Всего 3 пары и две бисерины.
Чтобы не было перетяжек лески между шипами ндебеле, плетём шипы гребня раздельно. Первый шип 3 бисерины высотой, второй 4, третий 5. Верх шипа набираем три бисерины делика.
При переходе с шипа на следующий проходим через бисерину 11.
Между шипами набираем биконусы. Выходим из правой бисерины верхней пары ндебеле, набираем биконус, входим в левую бисерину верхней пары следующего шипа.
Спинной плавник
Закрепить леску и выйти из первой пары делики.
По всему ряду делики прошить 8 ндебельных пар бисером делика.
Чтобы не было перетяжек лески между шипами ндебеле, плетём шипы плавника раздельно. Первый шип 6 бисерин высотой, второй 7, далее: 8, 9, 9, 8, 7, 6. При переходе с одного шипа на плетение следующего, нитка выводится из 2-й бисерины делика с низу, набирается бисерина 11 круглая, вводится во вторую с низу (в этот момент самую верхнюю бисерину этого шипа).
Между шипами набираем биконусы. Выходим из правой бисерины верхней пары ндебеле, набираем биконус, входим в левую бисерину верхней пары следующего шипа.
Плавник-лапка
Закрепить леску и выйти из бисерины размера 11 в ряду под первым шипом спинного плавника, сразу за бусиной размера 8. Набрать на иголку две бисерины делика и вернуться в ту же бисерину 11. Перейти к следующей бисерине 11, также набрать две бисерины делика и вернуться. Вывести леску из первой пары делика.
Плести методом ндебеле с добавлением бисера между рядами делики.
На шаге прибавки добавляем одну бисерину размера 11. На втором, две бисерины размера 15.
На третьем шаге, в первом шипе плавника, добавляем три бисерины делика вместо двух, между шипами плавника добавляем две бисерины размера 15. Далее три добавленные бисерины делика плетём словно их всего две. Третья делика должна быть с внешней стороны.
На предпоследнем ряду добавляем между рядами делики биконус. На последнем набираем по три бисерины делика и проходим через биконус повторно.
Для надёжности советую пройтись несколько раз леской вдоль внешних рядов делики.
Хвостик-плавник
Закрепляем нитку и выходим из первой бисерины №8. Набираем две бисеринки делика. Возвращаемся в ту, из которой вышли (№8).
Набираем две бисеринки делика. Возвращаемся в ту из которой вышли (№8). Выходим из следующей (№11).
Набираем две бисеринки делика. Возвращаемся в следующую (№11). Набираем бисерину делика. Возвращаемся во вторую бисерину делика предыдущей пары.
Проходим по всем бисеринам делика так, чтобы закрепить их между собой.
Набираем две бисерины делика, плетём ряд методом ндебеле. Закрепляем так, чтобы из семи бисерин круга получилось четыре бусины первого ряда делика.
Плетём методом ндебеле с мозаикой в промежутке между рядами делики. Первый ряд без добавления бисера. Добавляем между рядами ндебеле бисерину размера 11. В следующем ряду повторно проходим через 11 бисерину, не добавляя других.
На третьем шаге добавляем между «шипами» делики и 11-й бисериной, по одной бисерине размера 15. Далее плетём используя только делику и бисер размера 15.
На четвёртом шаге добавляем между бисеринами предыдущего ряда и деликой по одной бисерине. Две центральные бисерины предыдущего, первого с бисером 15, ряда стягиваем между собой.
Далее плетётся по аналогии. Бисерина в центре добавляется через ряд, чередуясь со стягиваемыми центральными бисеринами.
Хвостик получается вытянутым за счёт этого.
На 11-м ряду добавляем не две, а три бисерины делика, в каждом ряду. На следующем шаге эти две бисерины плетём как будто их не три, а две. Третья бисерина должна быть во внешней стороне плавника.
На последнем шаге добавляем в ряду делики не две, а три бисерины. При этом не добавляется больше бисера 15. Ряд проходится повторно, по уже приплетённым бисеринам.
Оплётка риволи
В оплётке риволи используется только 15 размер бисера. В оплётке изнанки можно использовать любой цвет. В данном мастер-классе для наглядности использовался третий, дополнительный. Это не обязательно.
Набираем на леску две бисерины синие, жемчужину, две синие, три золотые. Замыкаем леску в кольцо. Набираем три золотые, две синие, жемчужину. Входим в две синие. Повторно проходим золотые и синие бусины. Набираем жемчужину, две синие, три золотые бисерины. Входим в две синие. Повторно проходим жемчужину, две синие.
Плетём таким образом поясок на13 жемчужин. Соединяем поясок в кольцо с помощью 14-й бусины. Выходим из верхней золотой бисерины.
Набираем биконус 3 мм, входим в верхнюю золотую бисерину. Таким образом все вершинки соединяем биконусами. Выводим леску из жемчужины.
Плетение изнанки выполняю другим цветом 15-го бисера. Это не обязательно. Набираем 7 бисерин голубых, синюю, семь голубых. Входим в жемчужину. Проходим по семи голубым бисеринам. Набираем синюю и семь голубых. Входим в семь голубых и жемчужину.
Плетём таким образом изнанку. Вставляем риволи. Замыкаем круг.
Между синими бисеринами добавляем по одной голубой. Утягиваем и выводим леску из жемчужины. Между всеми жемчужинами добавляем по одной бусине дропс. Закрепляем леску.
В две бусины дропс вставляем соединительные колечки. Не замыкаем. Под одно из лучей изнанки также добавляем колечко.
С помощью соединительных колечек крепим риволи к дракону. За носик, тело и хвост. Так же, отдельным колечком, крепится хвостик.
Крепление основы броши
Основа для броши крепится частично на теле дракончика и большей частью на шее. С помощью бисера 15.
На этом создание дракончика заканчивается 🙂
Спасибо всем огромное за внимание и интерес к мастер-классу. Надеюсь, что мои задумки и находки пригодятся многим, и вдохновят на новые свершение.
Автор Сулейманова Камилла.
Успешного всем творчества и удачи!
Говорящие бусины: женщины и язык ндебеле. Вышивка бисером из коллекции Художественного музея Краннерта. 1920-1930 гг. Бусины и кожа, 23 дюйма x 25 дюймов. Дар Эвелин Солк. 2001-14-4
Художник ндебеле (Гаутенг, Южная Африка), Фата невесты (сияя), ок. 1920-1930 гг. Бусины и нитки, 10 x 17 дюймов. Дар Эвелин Солк. 2001-14-3
Кураторские исследования
Ндебеле — это зулусоязычные общины на юге Африки, для которых вышивка бисером имеет важное социальное и символическое значение, особенно в жизни женщин. По сравнению с другими африканскими культурами, где вышивкой бисером занимаются и мужчины, и женщины, для ндебеле женщины являются единственными дизайнерами и создателями этого искусства. Сложные и трудоемкие узоры изготавливаются вручную, и каждый аспект, от размера и формы одежды до цвета бус, что-то означает о владельце, например, возраст, социальный класс, духовное состояние и семейное положение. .[2] Во многих зулусских группах символические аспекты вышивки бисером — цвета, узоры и материалы — можно понимать как работающие с теми же сложностями и значениями, что и язык, и, как и языки, сходство характерно для многочисленных культурных групп, которые могут можно найти на юге Африки.[3] В частности, для ндебеле сложные узоры часто бывают геометрическими, а не фигуральными, и они напоминают узоры, которые можно найти на фресках, нарисованных на стенах домов ндебеле. Эти фрески также написаны в основном женщинами; тот факт, что эти две формы искусства находятся в диалоге друг с другом, может быть понят как способ для женщин ндебеле еще больше укрепить свою социальную и культурную идентичность с помощью языка бисероплетения.
Многие предметы, такие как этот isiyaya (фата невесты) и isithimba (задняя юбка), следует носить на теле во время важных церемоний и ритуалов.[5] Например, isiyaya носят на свадебных церемониях ндебеле и посвящениях в женственность, чтобы скрыть лицо женщины во время перехода из одного состояния бытия в другое. Наряду с вуалью невесты ндебеле также носят длинные шлейфы, называемые nyoga , которые сделаны из белых бусин, сплетенных вместе с ниткой их родственницами. Узоры, длина и структура nyoga вуаль может сигнализировать о том, будет ли невеста первой женой жениха или она все еще девственница.[7] Модель isiyaya из коллекции KAM состоит из двух рядов нитей маленьких цилиндрических белых бусин, связанных сверху полосками кожи и удерживаемых на голове владельца двумя ремешками из бисера, которые перекрещиваются в форме буквы «X». Каждая нить белых бусин в более длинном ряду акцентирована красной бусинкой на конце; когда надета фата, этот ряд бус падает на затылок и шею. Более короткий ряд бусинок подчеркивается синей бусиной на кончике каждой нити и при ношении падает на глаза и лицо. Во многих зулусских группах красный цвет часто может символизировать женщин и плодородие, белый ассоциируется с предками и чистотой, а синий, хотя и реже используется, кажется важным для передачи представлений о любви. При объединении в фату становится ясно, как все эти отдельные значения объединяются, чтобы сформировать объединяющее сообщение о готовности невесты к браку и материнству.
Как и фата, такие предметы одежды, как задние юбки и фартуки, также можно носить во время важных событий или этапов жизни женщины. Модель isithimba из коллекции музея обычно носят незамужние девушки, достигшие возраста, когда можно жениться. Эта юбка сделана из большого куска кожи овальной формы, обложенного рядом длинных нитей белого бисера и украшенного сверху разноцветным геометрическим узором и тремя ролями латунных колец. Юбка завязывалась на талии и надевалась на ягодицы. Кожаная шкура призвана привлекать внимание, обтягивая ягодицы и бедра, а раскачивание бусин усиливает этот эффект, когда женщина двигается.] Маленькие латунные кольца, украшающие верхнюю часть этого Isithimba , называются nkosi и используются для обозначения статуса владельца.[10]
Как и в случае с вуалью, этот Isithimba включает в себя цвета, чтобы передать информацию о владельце: ее класс, связи, которые она имеет с другими женщинами в ее сообществе или семье, которые сделали одежду, и ее интерес к браку и семье. 11] Поскольку отношения между поколениями женщин очень важны для процесса изготовления этих предметов одежды, представления о том, что значит быть женщиной в культуре ндебеле и кем является человек в социальной сети своего сообщества, буквально и фигурально вплетены в дизайн этих предметов одежды.
В прошлом бусы, используемые в этих видах одежды, изготавливались из местных материалов, таких как раковины, металлы, кости и шкуры животных. [12] Однако по мере того, как торговля с Европой начала расти на юге Африки, бусы стали делать в основном из стекла, импортируемого из Индии и Китая. В результате начали меняться и некоторые традиционные ассоциации с материалами, которые были выбраны из-за их духовной или символической природы или их способности защищать владельца и повышать его статус.[14] Сегодня большая часть бисероплетения ндебеле изготавливается из стеклянных или пластиковых бусин. Тем не менее, большее значение, которое имеет вышивка бисером в жизни женщин, и то, как этот смысл передается через цвета, геометрические узоры и движения, по-прежнему находит отклик в этих новых материалах.
Автор: Молли (Генри) Фокс, магистрант истории искусств, 2017.
[1] Дебора Стоукс, «Вновь открытые сокровища: африканские изделия из бисера в Полевом музее, Чикаго», African Arts Autumn (1999): 29.
[2] Гэри ван Вик, «Иллюминированные знаки: стиль и значение» в бисероплетении народов, говорящих на коса и зулу», African Arts Autumn (2003): 14.
[3] ван Вик, «Illuminated Signs», 12.
[4] Элизабет Энн Шнайдер, «Искусство росписи ндебеле», Африканское искусство 18:3 (1985): 60-66.
[5] Барбара В. Блэкмун, «Недавние выставки: просящие глаз: визуальный голос Юго-Восточной Африки», African Arts Spring (2006): 85. 85.
[7] Рода Левинсон, Искусство и ремесло Южной Африки: сокровища в переходный период (Craighall: Delta Books, 1984), 27
[8] ван Вик, «Иллюминированные знаки», 26-28.
[9] Гэри ван Вик, электронное письмо Керри Морган, 15 августа 2002 г.
[10] Там же.
[11] ван Вик, «Иллюминированные знаки», 26-28.
[12] Там же, 19.
[13] Мари-Луиза Лабель, «Бусы жизни», 12.
[14] Там же, 14.
Ndebele Beads — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.